I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность всех участников образовательного процесса по подготовке и проведению мониторинговых исследований, а также по использованию полученных результатов для повышения качества образования.
Мониторинг осуществляется в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами Министерства образования и науки РФ, Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, Отдела образования администрации Шолоховского района, , уставом МБОУ «Кружилинская СОШ» и настоящим Положением в целях совершенствования организационного и научно-методического обеспечения образовательного процесса в рамках школьной системы оценки качества образования.
Мониторинг - организованный, постоянный целевой контроль и диагностика состояния образования на основе систематизации существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.
Мониторинг качества образования - это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам на школьном уровне.
II. Цель и задачи мониторинга
2.1. Целью мониторинга является создание оснований для обобщения и анализа получаемой информации о состоянии системы образования и основных показателях ее функционирования, для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.
2.2. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- систематическое и всестороннее изучение состояния системы и качества реализуемого образования;
- получение достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании и результатах образовательного процесса;
- создание механизма мониторинговых исследований на уровне школы;
- создание единой информационной сети системы образования для систематизации информации, повышения ее оперативности и доступности, оптимизации информационных потоков, формируемых на различных уровнях системы образования;
- координация деятельности всех субъектов мониторинга сферы образования;
- совершенствование технологии информационно-аналитической деятельности на основе современных научных достижений и программно-информационных ресурсов;
- своевременное выявление изменений в сфере образования и вызвавших их факторов.
III. Объекты мониторинга
3.1. Объектами мониторинга могут быть:
3.1.1. Любые структурные элементы образовательных систем различных уровней (ученик; воспитанник; педагог; класс, классы; педагогический коллектив).
3.1.2. Компоненты образовательного процесса:
- условия (материальные, санитарно-гигиенические, нормативно-правовые, кадровые, финансовые, учебно-методические и др.);
- организация (контингент и его дифференциация, режим работы, расписание и др.);
- содержание (цели, образовательные и учебные программы, планы, учебники, средства обучения, воспитательная система, диагностические методики и др.);
- результаты (текущие и итоговые, творческая деятельность, состояние здоровья, готовность к продолжению образования и др.).
3.1.3. Характеристики коммуникативных процессов (учитель - ученик, ученик - ученик, учитель - администрация, учитель - родитель, администрация - родитель, ученик - родитель и т.п.).
3.1.4. Процессы функционирования и развития образовательных систем и управления ими.
3.1.5. Взаимодействие систем с окружающим социумом.
IV. Основные направления и виды мониторинга
4.1. Мониторинг качества образования осуществляется по различным направлениям в зависимости от его целей, уровня осуществления и обследуемого объекта.
4.2. К основным направлениям мониторинга качества образования относятся:
- соблюдение законодательства в сфере образования;
- обеспечение обязательности среднего общего образования;
- оснащенность образовательного процесса;
- уровень индивидуальных образовательных достижений учащихся и воспитанников;
- социализация учащихся;
- состояние здоровья учащихся и воспитанников;
- профессиональное мастерство педагогов;
- структурный и функциональный анализ образовательных систем;
- состояние делопроизводства;
- организация управленческой деятельности;
- организация отдыха и оздоровления;
- эффективность воспитательных систем;
- выполнение социального заказа;
- психологический климат в образовательной системе;
- инновационная деятельность;
- реализация программы развития и др.
4.3. Мониторинг качества образования, организуемый по выбранным направлениям, использует различные виды измерений: педагогические, дидактические, социологические, психологические, медицинские, санитарно-гигиенические, экономические, демографические, статистические и др.
4.4. Мониторинг качества образования может осуществляться как по отдельным видам, так и в комплексе в зависимости от его целей и организационных возможностей.
V. Информационный фонд мониторинга качества образования
5.1. Реализация мониторинга качества образования предполагает организацию постоянного слежения и накопления данных на основе:
а) отчетности, утвержденной нормативными актами Министерства образования и науки РФ, Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, Отдела образования администрации Шолоховского района, МБОУ «Кружилинская СОШ»;
б) документов и материалов, полученных в ходе:
- государственной итоговой аттестации выпускников IX, XI классов;
- экспертизы инновационной деятельности;
в) результатов психолого-педагогической диагностики;
г) результатов плановых специально организованных мониторинговых исследований.
VI. Организация и управление мониторингом качества образования
6.1. Мониторинг качества образования осуществляется администрацией, педагогическими работниками (учителями, воспитателями, специалистами), в ходе образовательной деятельности, представляющий собой совокупность непрерывных наблюдений, измерений и оценки результатов, позволяющих определять уровень реализации индивидуального потенциала учащегося (воспитанника) и корректировать по мере необходимости процессы воспитания и обучения в его интересах.
6.2.Мониторинг качества образования предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах: сбор, обработка, оценка результатов, хранение и использование информации.
Хранение и оперативное использование информации осуществляются посредством электронной связи и регулярно пополняемых электронных баз данных.
6.3. План проведения мониторинга качества образования разрабатывается и утверждается приказом директора МБОУ «Кружилинская СОШ» ежегодно в срок до 15 сентября текущего года.
VII. Контроль за проведением мониторинговых исследований и отчетность
8.1. Координирующим и контролирующим органом при проведении мониторинга качества образования является администрация и директор.
8.2. Периодичность, показатели, формы сбора и представления информации и категории участников мониторинга качества образования определяются и устанавливаются администрацией МБОУ «Кружилинская СОШ».
Обязательному систематическому исследованию подлежат индивидуальные образовательные достижения учащихся; влияние образовательного процесса, экспериментальной и инновационной деятельности на уровень умственного и интеллектуального развития, психофизического здоровья и социализации учащихся.
8.3. Лица, осуществляющие мониторинг качества образования, несут персональную ответственность за достоверность и объективность представляемой информации, а также за использование данных мониторинга, их обработку, анализ результатов.
8.4. По результатам мониторинга качества образования ежегодно готовятся аналитические материалы (справочные материалы, базы данных, аналитические записки и т.д.), в формах, соответствующих целям и задачам конкретных исследований.
Указанные материалы включают аналитическую и статистическую информацию. |