Овчелупова Вера Ивановна, учитель географии МБОУ Кружилинская СОШ.
Использование произведений Михаила Александровича Шолохова в преподавании географии.
Пояснительная записка.
Сегодня все больше регионов нашей страны создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой Родине через знание её прошлого и настоящего, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Шолоховский район обладает богатейшим историко-культурным наследием, способствующим патриотическому воспитанию подрастающего поколения на традициях донского казачества, воспетого в произведениях великого земляка М.А.Шолохова.
Цель программы: создание эффективной системы взаимодействия учителя географии по формированию ценностно-ориентированного отношения к историко – культурному наследию донского края на примере жизни и творчества М.А. Шолохова.
Задачи:
- Совершенствование традиционных, разработка и апробация инновационных форм и методов работы с разными возрастными категориями детей на уроках географии.
- Разработка комплексного подхода к изучению краеведческого материала в рамках учебных дисциплин на примере активной жизненной и творческой позиции М.А. Шолохова.
- Поиск новых путей интеграции учебных дисциплин по изучению исторического наследия, этнической культуры на примере жизни М.А. Шолохова – писателя, человека, патриота Донского края.
Реализация данной программы будет способствовать:
1)развитию гражданских качеств личности учащегося, его патриотического отношения к России и своему краю;
2) освоению учащимися полной и концентрированной информации о жизни и творчестве М.А.Шолохова, воспитанию чувства уважения к человеку, писателю, депутату за действенную заботу об интересах людей, улучшение их экономической и культурной жизни;
3) приобщению к истории и культуре Донского края, нравственным проблемам, историческим событиям, описанным в шолоховских произведениях, расширение знаний о быте, нравах, обычаях донского казачества, отразивших вольнолюбивый дух, смелость, отвагу казаков, их славные подвиги во имя Отчизны;
4) воспитанию социально и культурно адаптированного, любящего и знающего свой край гражданина и патриота большой и малой Родины на примере жизни и творчества М.А. Шолохова;
5)формированию у школьников осознанного ответственного отношения к окружающей среде, понимания целостности природы и взаимосвязи всех ее компонентов;
6) формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.
№п/п
|
Класс 6. Тема .
|
Пример, описание. Произведение.
|
Вопросы и задания для выполнения.
|
1.
|
План и карта.
|
Биография М.А. Шолохова.
|
- С 1922 – 26 год М.А. жил и работал в Москве. В каком направлении от ст. Вешенской находится город Москва. Определите координаты.
- В 1965 году М.А. Шолохову была вручена Нобелевская премия. В каком городе и стране это было? Покажите на карте, опрделите направление и координаты данного города. ( г. Стокгольм)
- Определите координаты и направление от ст. Вешенской до города Богучар Воронежской области, покажите на карте этот грод. Здесь учился М.А. Шолохов в гимназии.
|
2.
|
Литосфера.
|
Поднятая целина. Глава 14.
Курганы в степи – как переспелые арбузы, в змеистых трещинах. За хутором возле зяблевой пахоты, снежные заносы, слепяще, нестерпимо блещут.
Тихий Дон. Книга 3, глава 6. Степь горяча, но мертва, и все окружающее прозрачно – недвижимо. Даже курган синеет на грани видимого сказочно и невнятно, как во сне. Степь родимая и .т.д……
|
Перечислите рукотворные и природные формы рельефа нашей местности.
Что вы знаете о курганах?
Есть ли курганы на территории вашего хутора?
|
3.
|
Атмосфера.
|
Тихий Дон 3 книга.
В нашей местности летом часто идут ливневые дожди. Вот как это описано у М.А. Шолохова. Небо нахмурилось. Молния наискось распахала взбутренную черноземно – черную тучу, долго копилась тишина и где – то далеко предупреждающе громыхал гром. Ядреный дождевой сев начал приминать травы. Описание зимнего дня. В романе Тихий Дон . Книга 2. Глава 22. День был на редкость ясный морозный. Около солнца радужные дымились столбы. Ветер гнул с севера. В степи синела поземка. Но снеговые просторы, обнятые горизонтом, были светлы. Лишь на востоке, под самым острием горизонта, задернутая лиловой марью кудрилась степь.
В романе «Тихий Дон», книга 3. Влияние западных ветров на климат нашей местности. К вечеру грязные появились облака. Они стояли недвижно, прикасаясь обрывистыми концами к невнятной, тонко выпряденний нити горизонта. Потом, гонимые ветром поплыли, раздражающе низко, волоча бурые хвосты, сахарно белея округлыми вершинами.
Описание. Осени в рассказе «Батраки».
Незаметно пришла осень. Стояла сухая безветренная погода. Утром слегка придавливал холодок.
Рассказ «Чужая кровь». Вслед за весной пришли дни, опаленные солнцем, курчавые и седые от жирной степной пыли. Надолго стало ведро.
|
Какие виды облаков вы знаете?
К какому типу относится описанное облако?
Каковы причины его образования?
1.Какие воздушные массы преобладают в нашей местности в зимнее время?
2.Какую погоду приносит ветер с севера?
3.Какое влияние на климат нашей местности оказывает Атлантический океан?
4. значит выражение «грязные облака»?
Как они выглядят?, Какие осадки приносят?
1.Откуда приносит ветер осадки в нашу местность?
2.Влияние Атлантического океана на климат нашей местности.
3.Что значит выражение стало ведро?
4.Что значит выражение « придавливал холодок»?
|
4.
|
Гидросфера.
|
Тихий Дон. Книга 3. Глава 22. Режим рек, описан в романе. Половодье на Дону. Полая вода только что начала сбывать. На лугу, около огородных плетней, оголилась бурая, илистая земля, каймой лежал наплыв, оставшиеся от разлива обломки сухого камыша, ветки, куга, прошлогодние листья. Прибитый волною дряги. Вербы затопленного обдонского леса чуть приметно зеленели, с ветвей кисточками свисали сережки. Половодье на Дону. Роман «Тихий Дон», книга 4, глава 14.
Весною, когда разливается Дон и полая вода покрывает всю луговую пойму, против хутора Рубеженский остается незатопленным небольшой участок высокого левобережья. С Обдонской горы весною далеко виден на разливе остров, густо поросший молодыми вербами, дубняком и сизыми раскидистыми кустами чернотала.
Половодье на Дону в рассказе «Чужая кровь». Полая вода поила крайние дворы станицы. Обдонье, зеленовато – белесое, насыщало ветер медвяным запахом цветущих тополей, в лугу зарею розовело озеро, покрытое опавшим цветом диких яблонь. Ночами по девичьи перемигивались зарницы, и ночи были короткие, как зарничный огневой всплеск.
Река Дон в рассказе «Родинка», глава 2.
|
1.Что такое половодье?
2.Когда наступает половодье на реке Дон?
3.Как называется территория, временно затапливаемая водой?
4.Выбери из текста термины, характеризующие реку Дон?
5.В какое время наступает половодье?
6.Как долго продолжается половодье на Дону?
|
5.
|
Природные комплексы.
Биосфера.
|
Тихий Дон. Книга 4, глава 14. В пойме Дона. Летом деревья там до макушек оплетает дикий хмель, внизу по земле стелется непролазный колючий ежевичник, по кустам ползут, кучерявые бледно – голубые вьюнки, и высокая глухая трава, щедро вскормленная жирной почвой, поднимается на редких полянах выше человеческого роста. Летом, даже в полдень в лесу тихо, сумеречно, прохладно.
|
1.В какой природной зоне мы живем?
2.О чем говорит высказываение «жирная почва»? Что это значит?
3.Почему в лесу тихо, сумеречно и прохладно?
|
|
|
|
|
География России. Природа – 8 класс....................
|
Чтобы скачать документ, нажмите "Скачать с сервера". БЕСПЛАТНО |