. Овчелупова Вера Ивановна - Методические разработки - Методические разработки учителей - Каталог файлов - МБОУ "Кружилинская СОШ"
МБОУ "Кружилинская СОШ"
Понедельник, 2025 Июн 16, 13:39:18
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
Методические разработки [43]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 67

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Овчелупова Вера Ивановна
[ Скачать с сервера (33.5 Kb) ]2017 Фев 14, 16:18:17

Программа интегрированного кружка

«Литературное краеведение».

Овчелупова Вера Ивановна.

Учитель географии МБОУ Кружилинская СОШ, Шолоховский район, Ростовская область

Пояснительная записка

 

«Краеведение становится все более заметным явлением современной культуры, возвращается в нашу общественную жизнь. Интерес к краеведению, своим предкам, родным местам сближает людей разных поколений и разных профессий. Особенно важно приобщение к краеведческой деятельности молодежи», - сказал председатель Союза краеведов России, академик Российской академии образования С.О.Шмидт. Мы должны помнить и знать свою историю, хранить и развивать лучшие традиции нашего народа. Воспитание любви к своей малой родине начинается с младых лет и продолжается всю жизнь. Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле. Воздействие его велико и на ум, и на душу человека. Оно дает нам не только знание, но и отбор того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, в природопользовании, в ремеслах и промыслах, в материальной и духовной культуре, а главное, в сфере нравственности.

Педагогическая наука ставит в настоящее время перед всей системой образования главную задачу: развитие личности, создание условий в образовательной сфере для адаптации ребенка в постоянно обновляющемся обществе. Интерес к культуре, истории, традициям родного края в последнее время значительно вырос. Для ребенка ценна та информация, которую можно воспринимать не только глазами, но и тактильно, пропустить информацию через себя, через историю своей семьи, через еще сохранившиеся предметы материальной культуры своей семьи.

 

Сегодня все больше регионов нашей страны создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой Родине через знание её прошлого и настоящего, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

     Шолоховский район обладает богатейшим историко-культурным наследием, способствующим патриотическому воспитанию подрастающего поколения на традициях донского казачества, воспетого в произведениях великого земляка М.А.Шолохова. Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. Программа  «Литературное краеведение» ориентирована на изучение природы родного края ,  используя произведения М.А. Шолохова.

 В программе применяется литературный метод, который связан с использованием произведений М.А. Шолохова. Из произведений М.А. Шолохова учащиеся приобретают первоначальные знания о природе Донского края, дают оценку процессам и явлениям, которые описаны в различных произведениях нашего земляка.

Большое внимание в программе уделяется туристическим походам и экскурсиям по родному краю, посещение любимых мест писателя, проведение различного рода исследованиям .

 

Цель программы: создание эффективной системы взаимодействия учителей географии  и  литературы по формированию ценностно-ориентированного отношения к историко – культурному наследию донского края на примере жизни и творчества М.А. Шолохова.

 Задачи:

  1. Совершенствование традиционных, разработка и апробация инновационных форм и методов работы на уроках географии и  литературы и во внеурочное время.

 

  1. Разработка комплексного подхода к изучению краеведческого материала в рамках учебных дисциплин на примере активной жизненной и творческой позиции М.А. Шолохова.

 

  1. Поиск новых путей интеграции учебных дисциплин по изучению исторического наследия, этнической культуры на примере жизни М.А. Шолохова – писателя, человека, патриота Донского края.

 

  1.  Реализация данной программы будет способствовать:

1)развитию гражданских  качеств  личности   учащегося,  его  патриотического  отношения  к  России  и  своему  краю;

 

2) освоению учащимися полной и концентрированной информации о жизни и творчестве  М.А.Шолохова, воспитанию чувства уважения к человеку, писателю, депутату за действенную заботу об интересах людей, улучшение их экономической и культурной жизни;

3) приобщению к истории и культуре Донского края, нравственным проблемам, историческим событиям, описанным в шолоховских произведениях, расширение знаний о быте, нравах, обычаях донского казачества, отразивших вольнолюбивый дух, смелость, отвагу казаков, их славные подвиги во имя Отчизны;

4) воспитанию социально и культурно адаптированного, любящего и знающего свой край гражданина и патриота большой и малой Родины на примере жизни и творчества М.А. Шолохова;

5)формированию у школьников осознанного ответственного отношения к окружающей среде, понимания целостности природы и взаимосвязи всех ее компонентов;

6) формированию способности  и  готовности  к  использованию  краеведческих  знаний  в  повседневной  жизни.

 7)развитию самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии. Важное место на занятиях уделяется навыкам оформления исследовательских работ и умениям работать с научно-популярной и художественной литературой, со статистическими материалами. Данные навыки и умения обучающиеся могут применять на уроках.

 

Возраст детей. Программа рассчитана для  обучающихся среднего и старшего возраста (7 – 9 классы).

Сроки реализации: Продолжительность обучения 1 -2 года. Программа рассчитана на 52 часа (1, 5 час в неделю). Однако руководитель вправе вносить коррективы.

 Формы, методы, приемы обучения. Данная программа включает теоретическую и практическую части. Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности, исследовательская работа, проведение экскурсий.  Результаты, полученные в ходе экскурсий и походов  используются для написания исследовательских работ и во внеклассной работе по географии.

 

Ожидаемые результаты, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по данной программе:

  • Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, ее красоту и чистоту, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.
  • Развитие познавательного интереса к изучению экологических проблем своей местности
  • Развитие навыков исследовательской деятельности.

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы.

Участие в экологической конференции, выставка исследовательских работ, защита проектов, составление коллекций, оформление заметок в районную газету, сбор материала и оформление школьных стендов, участие в охране и озеленении территории своего населенного пункта.

                               

Содержание курса «Литературное  краеведение»

Раздел 1.  «Введение. История заселения и освоения территории Шолоховского района. (8 ч.)

Роль краеведческих знаний в жизни современного человека. Что изучает наука «Краеведение». Источники знаний о родном крае. Методы краеведческой работы.

Исторические данные о заселении и освоении  территории Шолоховского района в произведениях М.А. Шолохова

Этапы заселения и хозяйственного освоения территории родного края. Народы Дона. Казаки.  Казаки в произведениях М.А. Шолохова. Типы поселений в нашем крае. Названия населённых пунктов. Топонимика населенных пунктов. Топонимика названий природных объектов в своем населенном пункте.

Образ жизни населения. Влияние природы на развитие хозяйства, обычаи и быт людей Донского края. Семейные традиции и праздники на Дону. Описание традиций, праздников в произведениях М.А. Шолохова. Праздники на Дону: Шолоховская весна, Кружилинские толоки.

Традиционные жилища. Донские пословицы. Описание жилищ в произведениях М.А. Шолохова. Пословицы и поговорки в произведених М.А. Шолохова. Проведение краеведческих викторин.

  Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных  объектов, музеи.

         Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Памятники истории и культуры, музеи края. Краеведческие и мемориальные музеи, народные и школьные музеи.

Творческие работы: История своего хутора.

Проектная работа:  Виртуальная экскурсия по хуторам Шолоховского района.     

Экскурсия в хутор Чигонаки. Изучение его истории.

 

Раздел 2.  Рельеф и подземные кладовые  Шолоховского района.( 6ч.)

Холмистый рельеф Шолоховского  района. Основные формы рельефа. Овражно-балочная сеть, её происхождение. Описание различных форм рельефа в произведениях М.А. Шолохова

 Роль внешних процессов в изменении современного рельефа. Антропогенные формы рельефа области – шахты, карьеры,  насыпи, курганы. Описание курганов в произведениях М.А. Шолохова, их особенности в настоящее время.

Влияние рельефа на ведение хозяйства. Воздействие хозяйственной деятельности людей на земную поверхность, её последствия.

Исследовательская работа:

«Топонимика и комплексное описание природного объекта Лысый курган».

Эколого – краеведческий путеводитель «По дну древнего моря Тетис».

Туристический поход по тропе друидов.

Раздел 3. Климат и погодные условия  нашей местности (6 ч.)

Годовое движение Земли и изменение высоты Солнца над горизонтом своей местности.

Температура воздуха по сезонам года. Описание времен года в произведениях М.А. Шолохова.

Ветер. Преобладающие направления ветров в Ростовской области и Шолоховского  района. Примеры описания ветреной погоды в произведениях М.А. Шолохова.

Виды осадков и их распределение в течение года. Отражение особенностей атмосферных явлений в произведениях писателя.

Топы погод и сезонов года на Дону. Опасные климатические явления (суховеи, пыльные бури, туман, град, гололёд и др.) и способы их предупреждения. Влияние климата на быт и виды хозяйственной деятельности населения области. Влияние хозяйственной деятельности человека на климат нашего края. Отражение в произведениях М.А. Шолохова неблагоприятных погодных явлений.

Творческая работа: «Описание погоды и климата Ростовской области в произведениях донских писателей».

Художественные зарисовки явлений природы из произведений М.А. Шолохова.

 

Раздел 4. Богатство внутренних вод Шолоховского района (8ч.)

Состав вод суши на территории Ростовской области и  Шолоховского района. Виды и распространение подземных вод на территории края. Глубина залегания, их использование и охрана. Водные ресурсы в произведениях М.А. Шолохова.

Речная сеть области и реки Дон. Питание, режим рек, их хозяйственное значение.

Характеристика реки дон в Романе Тихий Дон М.А. Шолохова.

Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние водоёмов края, их экологические проблемы и охрана. Сравнение описаний данных автором произведений с современным состоянием речного бассейна и озер, находящихся на территории Шолоховского района.

Исследовательские работы: «Большая беда малых рек моей родины».  « Сравнение озер Большое и Подкова». «Родники на территории Шолоховского района». Туристические маршруты : Посещение любимых мест природы М.А. Шолохова.  1. Посещение Крутояра на реке Дон, недалеко от хутора Лебяженский. Посещение пойменных озер – любимые места рыбалки М.А. Шолохова.  Посещение родника «Отрог».

 

Раздел 5. Почвы – основное богатство Шолоховского района. ( 4часа)

Основные типы почв на территории Ростовской области и Шолоховского  района. Их распространение плодородие. Эрозия почв и борьба с ней. Изменение почв в результате хозяйственной деятельности. Почвенные ресурсы в произведениях М.А. Шолохова. Роман Поднятая целина. Характеристика  основных способов обработки почв. Примеры из произведений М.А. Шолохова. Сравнение современных способов с теми, которые встречаются в романе «Поднятая целина».

Исследовательская работа «Вешенские черноземы»

Раздел 6. Растительность  Шолоховского  района.Природная зона, её особенности на территории Шолоховского района( 8часа)

Типы растительности области и района. Их особенности, видовой состав, распространение, приспособленность к условиям обитания, хозяйственное использование. Растения края, занесённые в Красную книгу. Нахождение в произведениях М.А. Шолохова описания различных видов растений. Распределение их по классам и родам. Особенности распространения растительности. Редкие и исчезающие виды меловой растительности. Пойменные и аренные леса на территории Шолоховского района. Использование растений человеком. Примеры из произведений М.А. Шолохова.

Исследовательские работы

«Комплексное описание и топонимика лесного массива   Келья, расположенного в хуторе Чукаринский».

Исследовательский проект «Ясеновка  - Ягодное, так ли они похожи. По произведению М.А. Шолохова Тихий Дон».  «Ольшанники – удивительный памятник природы Шолоховского района».  «Меловые растения на территории Шолоховского района».  Охраняемые виды растений..

Раздел 7. Животный мир  Шолоховского района ( 6 часа)

Животный мир Донского края, основные представители, адаптация животных к природным условиям региона. Мир птиц. Обитатели водоёмов. Описание животных в произведениях М.А. Шолохова. Составление простейших цепей питания описанных в произведениях М.А. Шолохова. Использование и охрана животного мира. Животные края, занесённые в Красную книгу. Животные, занесенные в Красную книгу из произведений М.А. Шолохова.

Творческая работа. Презентации каждого из природных объектов. Туристические маршруты к памятникам природы.

Проектная работа:

Животные  в произведениях М.А. Шолохова.

Раздел 8.  Охрана природы и памятники природы на территории Шолоховского района. (6 часа)

Особо охраняемые территории Шолоховского района: Вековой дуб, Ендовы, Ольшанники, Пойменные озера и др.. Памятники природы: водные, зоологические, ботанические и другие. Упоминание о природных объектах в произведениях М.А. Шолохова. Любимые места писателя на территории Шолоховского района. Экологические проблемы.

Список литературы:

 

Андрианов В.И., Терещенко А.Г. «Донские памятники». Ростов н/Д, 2001.

Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края». – Ростов на Дону: «Изд-во БАРО-ПРЕСС», 2006..

Круглов Ю.Н. «Многоликий мир казачества». - Ростов на Дону: «Изд-во БАРО-ПРЕСС», 2007.

Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Учебное пособие для учащихся средней школы. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1984.

Степаненко Е.С. Ростовская область. География родного края в вопросах и задачах. Ростов н/Д: «БАГИР», 1997 г.

Шолохов М.А. «Они сражались за Родину», «Наука ненависти»  Москва Военное издание 1984 год.

Шолохов М.А. «Донские рассказы». Художественная литература 1080 год

 Шолохов М.А.  «Тихий Дон» Ростиздат 1965 год

Шолохов М.А. «Поднятая целина»

 

 

 

 

Такой материал подготовлен к каждому разделу программы.

 

 Материал подготовлен в помощь учителю.

 

Раздел плана, темы

Кол-во часов

Содержание занятия

Примеры из произведений М.А. Шолохова.

 1.  .

 Раздел 1. «Введение. История заселения и освоения территории Шолоховского района. (6 ч.)

Местоположение хуторов и станиц Шолоховского района.

8

1.Хутора правобережья и левобережья.

2.Хутора на крате Шоховского района.

3. Истории образования хуторов.

4.Виртуальная экскурсия по хуторам Шоховского района.

 

Вопросы для беседы.

1.Что вам известно о хуторе Чигонаки?

2.Существует ли он сейчас?  Где находтся Азов?

3.Как Азов связан с именем Петра 1?

4.Расскажите что вам известно об истории возникновения вашего населенного пункта?

5.В какой области мы живём?

6.Какой была наша станица в давние времена?

7.Как выглядит наша станица в настоящее время?

8.Покажите Вёшенскую на карте Ростовской области.

9.Какая река протекает в нашей местности?

10.На каком берегу Дона расположена наша станица.

1. Народности нашего края их особенности: язык, культура, праздники, обычаи.

2. Игры народов нашего края.

3. Семейные посиделки «У самовара». Презентация национальных блюд.

 

1.Что такое курень?

2.Найдите описание казачьего дома в произведениях М.А. Шолохова.

3.Сравите селения казаков с нынешними домами.

 

История освоения и заселения территории Ростовской области. Тихий Дон. Том 1. В годы царствования Петра 1 шла однажды в Азов по Дону государева баржа с сухарями и огнестрельным зельем. Казаки воровского городка «Чигонаки», угнездившегося в верховьях Дона неподалеку от устья Хопра, ночью напали на эту баржу, стражу сонную перерезали, сухари и зелье разграбили, а баржу затопили.

Романы «Тихий Дон», «Чужая кровь».

Неподалёку от станицы Дурновской Вешенский полк первый раз ввязался в бой с отступавшими частями красноармейцев.

- Восстали еланские и вёшенские с энтой стороны. Фомин и вся власть из вёшек убегли на Токин. В Еланской первым поднялся  Красноярский хутор. Позавчера 20 еланских коммунов пошли на Кревской и Плешаковский реставать казаков, а красноярские прослыхали такое дело, собрались и решили: «Седлай коней, пойдём отобьём арестованных». Через Дон прискакали на Плешаков.

Ч6,гл30  На другой день к вечеру стало известно, что из Каргинской идёт на подавление восстания карательный отряд красных войск в 300 штыков под командой Лихачёва. (Григорий, захватив Лихачева, ночевал на Базках,

Поднялось уже не два станичных юрта. Шумилинская,Мигулинская,Мешковская,Вёшенская,Еланская,Усть-Хоперская станицы восстали, наскоро сколотив сотни; явно клонились на сторону повстанцев Каргинская, Боковская, Краснокутская. Вёшенская, как окружная станица, стала центром восстания.

Ч.6,гл35 Отступают красные по дороге на Чукарин! Уже по Чукарину стали бросать красноармейцы подводы, зарядные ящики. 15 вёрст от Чукарина до Каргинской казаки прошли без боя. Правее, за Ясеновку, разъезд противника обстрелял разведку вёшенцев. В сумерках налётом забрали Каргинскую. Часть Лихачёвского отряда была взята в плен.

Ч.6,гл.51 – Переброска, переправление повстанческих отрядов описание мест, куда отошли повстанческие отряды. Между Пегарёвкой, Вёшенской, Лебяженским, Красноярским, остальные отошли в тыл, на хутора Задонья – Дубровку, Чёрный, Гороховку.

Расположившаяся на Белогорскойгоре батарея начала обстрел Вёшенской. На БольшомГромке яростно взговорили пулемёты.

Григорий Мелехов, как только получил сообщение о подготовке красных к переправе, оседлал коня, поехал на участок Громковскойсотни.

Через два дня Григорий возвратился из поездки по фронту своей дивизии. Штаб командующего дивизии перебрался в х.Чёрный. Григорий, не заезжая в станицу, направился в Чёрный. 

Ч.8,гл2 В эту ночь около х. МалогоГромчонка полк красноармейцев переправился через Дон га сбитых из досок и брёвен плотах. Громковская сотня была застигнута врасплох. 

Но в Вёшенской уже принимались спешные меры для ликвидации прорыва. С хуторов Чёрного, Гороховки и Дубровки вызывали конные сотни каргинского полка. Григорий бросил на х.Еринский триста сабель, с расчётом, чтобы укрепили левый фланг и помогли Татарской и Лебяженской.

На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вешенская, старейшая из верховых донских станиц, перенесенная с места разоренной при Петре 1 Чигонакской станицы, переименованная в Вешенскую. Вехой была когда – то по большому водному пути Воронеж – Азов.

Тихий Дон. Книга 3.

Чудно все – таки: отъехали от дома сто верст, а народ уж другой. Гутарят не так как у нас и постройки другого порядка, вроде как у хохлов. Видишь, вот ворота покрыты тесовой крышей, как часовня. У нас таких нету. И вот богатый курень – завалинок тоже обметана тесом, чтоб дерево не гнило, так что ли?

 

Описание селения. У подножья крутолобой коричневой горы, в вербах, густо поднявшихся по обеим сторонам речки, между садами, обнесенными старыми замшелыми плетнями, жмутся, словно прячутся от докучливых взоров приезжих домики поселка Даниловка.

 

Рассказ «Батраки».

 

 

 

                               Практическая часть:  Виртуальная экскурсия по хуторам Шолоховского района.      

Экскурсия в хутор Чигонаки. Изучение его истории.

 

Категория: Методические разработки | Добавил: Школа
Просмотров: 598 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2025