Оценивание — это постоянный процесс, происходящий в течение всего времени обучения. Оценивание должно быть критериальным, ориентированным на ожидаемые результаты обучения.
Если изначально заданы критерии оценивания, то личные качества ученика и учителя не смогут вмешаться в процесс выставления оценки.
Критерии оценивания могут разрабатываться как учителем, так и учениками и даже родителями, если возникла такая необходимость.
Критериальная система невозможна без самооценки учащегося в течение всего учебного процесса. Поэтому самооценка становится одним из главных элементов системы.
А теперь подробнее. В основе критериального оценивания лежит компетентностно- деятельностный метод преподавания, который формирует три вида компетенций: личностные, метапредметные и предметные.
Такие личностные компетенции, как умение делать выбор, умение ставить цель, планировать и т.д., не могут быть сформированы без умения оценивать себя. Чтобы ребенок мог грамотно поставить цель работы, он должен уметь прогнозировать результат этой работы. А чтобы спланировать свой путь к этому результату, необходимо вычленить шаги, которые помогут пройти этот путь. Самооценка же необходима, чтобы весь путь был пройден по запланированным шагам, без отклонения в стороны.
В процессе самооценивания развиваются и метапредметные компетенции. Такие, например, как следование инструкции, сравнительный анализ данных, работа с таблицей и прочее. Чаще всего самооценку мы предлагаем провести с помощью таблицы, следуя установленному алгоритму. Приведем пример такой таблицы с урока по теме «Построение графиков кусочнозаданной функции», на котором отрабатывался алгоритм построения графиков.
Инструкция по заполнению таблицы
В каждую колонку таблицы ты ставишь 1, 2 или 3 балла, следуя критериям:
«3» — ты полностью самостоятельно выполнил этап алгоритма, он совпадает с эталоном на экране; «2» — твой результат практически полностью соответствует эталону, но есть небольшой недочет; «1» — самостоятельно выполнить этап не получилось, пришлось воспользоваться эталоном как образцом.
Номер задания
|
1-я функция
|
2-я функция
|
3-я функция
|
запись
|
название
|
промежуток
|
таблица
|
график
|
запись
|
название
|
промежуток
|
таблица
|
график
|
запись
|
название
|
промежуток
|
таблица
|
график
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если по итогам работы ты набрал:
- от 75 до 105 баллов, то к проверочной работе ты готов;
- от 45 до 75 баллов, то тебе надо позаниматься по презентации и учебнику;
- менее 45 баллов, то тебе требуются дополнительные занятия по теме.
Формирование предметных умений в общих чертах мы показали на примере решения линейного уравнения, но любая тема подразумевает формирование многих предметных компетенций. Критериальная система оценивания помогает не потерять ни одну из них, что хорошо видно на примере листа прохождения темы «Признаки равенства треугольников».
№
|
Этапы алгоритма
|
Баллы
|
1
|
По отмеченным на чертеже равным элементам определить признак равенства треугольников
|
1 балл
|
2
|
Найти на чертеже с отмеченными двумя парами равных элементов третью пару и доказать равенство треугольников по одному из признаков
|
3 балла
|
3
|
Доказав равенство треугольников, доказать равенство их элементов
|
5 баллов
|
4
|
Используя равенство одних треугольников, доказать равенство других треугольников
|
7 баллов
|
- А что мне сделать, чтобы исправить оценку?С применением критериальной оценки становится проще прогнозировать результаты обучения, а значит, вовремя корректировать выявленные проблемы. Особое внимание хотелось бы обратить на изменения, которые происходят с мотивацией учеников. Многие из нас не раз слышали от ученика, пришедшего на дополнительные занятия, такие вопросы:
- Можно я пересдам что-нибудь?
С появлением таблиц прохождения темы и анализа контрольной работы ситуация меняется. Ученики чаще говорят следующие фразы:
- Дайте мне работу № 3, второй уровень.
- Хочу добрать баллы, чтобы получить четверку.
- Мне нужно добрать баллы для получения зачета по теме и допуска к контрольной работе.
То есть мы получаем дополнительный мотивационный аппарат. В чем он заключается? Смотрите, слабоуспевающий ученик, погрязший в двойках и тройках, вместо того чтобы начать работать усерднее, в какой-то момент перестает на них реагировать. Он теряет интерес к предмету, теряет веру в свои возможности и считает, что тройка — рубеж, который ему никогда не перепрыгнуть. С введением критериальной системы оценивания тройка превратилась в балл, который показывает динамику освоения той или иной темы. Наш «троечник» получил дополнительный стимул — количественный, так как при любом напряжении сил он получает рост баллов. Именно это позволяет ему продвигаться по «лестнице успеха». И теперь не мы отлавливаем его на дополнительные занятия, а он ищет возможность добрать баллы, чтобы повысить свой результат.
Критерии оценивания могут разрабатываться не только учителем. Иной раз на уроке ученики предлагают то или иное задание оценивать другим количеством баллов, объясняя это тем, что задание состоит из нескольких этапов. Это происходит спонтанно. Ученики могут предложить как увеличить, так и уменьшить количество баллов за задание, потому что их восприятие сложности отличается от нашего. |