. Лапченкова Оксана Альбертовна - Методические разработки - Методические разработки учителей - Каталог файлов - МБОУ "Кружилинская СОШ"
МБОУ "Кружилинская СОШ"
Воскресенье, 2025 Июн 15, 13:32:47
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
Методические разработки [43]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 67

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Лапченкова Оксана Альбертовна
[ Скачать с сервера (43.5 Kb) · Скачать удаленно (3.56 Мб) ]2016 Мар 24, 17:53:44

Схема конспекта урока

«Союз как часть речи»                                                                                                                

Цели урока:

- знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи;

- уметь определять роль союза, создавать предложения с союзами, находить их в тексте.

Задачи урока:

- дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;

- развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;

- воспитывать интерес  к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

 

Оборудование: блок-схемы, карточки для парной работы,  мультимедийное оборудование.

 

Этапы урока

Цели, задачи,

результат этапа урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы:

словесный, убеждение в значимости учения, предъявление требований, поощрение в учении.

Цель для учителя:  обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию. Цель для учеников: психологически подготовиться к уроку.

Задачи: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний. Игра «Морфологическая путаница»
  3. Сообщение темы урока, постановка цели урока
  4. Объяснение нового материала.Первичное усвоение, осознание нового материала.
  5. Систематизация знаний. Составление блок-схемы.
  6. Закрепление учебного материала.
  7. Физкультминутка
  8. Применение ЗУН на практике.
  9. Тестирование
  10. Подведение итогов, рефлексия.
  11. Задание на дом.

Приветствия учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.

Эмоциональный настрой.

(включение в предметно-практическую деятельность с целью подготовки  к изучению новой темы)

- Ребята, у вас на парте лежат у каждого листы самоконтроля. В них вы будете ставить на каждом этапе урока количество правильных ответов – плюсов (плюс – правильный ответ, минус – неправильный ответ).

 В конце урока подведем итоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

 

 

2 Актуализация знаний. Игра «Морфологическая путаница»

 

Методы: словесный, наглядный

Форма организации: групповая, фронтальная.

 Средства обучения: мультимедиапроектор;

презентация Power Point к уроку. (см. Приложение)

Цель для учителя:  включить обучающихся в учебно-практическую деятельность. Цель для учеников: повторить сведения о предлоге, различать предлог и союз.

Задачи:  видеть отличие  союза от других частей речи

Результат: выделить союз из других служебных частей.

Организует игру, объясняет цель игры .Задание: распределите слова в 2 столбика. Какие 2 группы можно выделить? (Предлоги, союзы)

 

Распределяют слова в 2 столбика по морфологическим признакам.

 

3. Сообщение темы урока, постановка цели урока

 

 

Методы: словесный, наглядный

Форма организации: групповая,

индивидуализированная, фронтальная.

Средства обучения: мультимедиапроектор;

презентация Power Point к уроку.

  Цель для учителя:  включить обучающихся в учебно-практическую деятельность. Цель для учеников: уметь ставить цели урока.

Задачи: стимулировать понимание учащимися цели урока.

Результат: определение и понимание целей и задач урока.

 

В ходе урока озвучивает цели: знать роль союза как части речи, уметь находить союз, определять его роль в предложении, конструировать предложения, составлять схемы.

Из истории возникновения термина «Союз»

 

Записывают в тетради число, тему урока.

Определяют и осмысливают цели урока.

Историческую справку рассказывает ученик.

 

4. Объяснение нового материала. Первичное усвоение, осознание и  осмысление нового материала.(Лингвисти

ческий эксперимент)

 

 

 

 

 

 

Методы:  беседа, частично-поисковый, работа с текстом.

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная

Средства обучения: мультимедиапроектор;

презентация Power Point к уроку.(см.Приложение)  Цель для учителя: показать функцию союза в тексте. Цели для учеников: сделать выводы о роли союза в тексте. Задачи: формировать  умение работать с текстом; отрабатывать  навык  анализировать  и делать выводы .Результат: понимание функций союза в тексте.

 

 

Организует работу учащихся по алгоритму:1 прочитайте текст, заполните пропуски союзами 2. сделайте вывод по наблюдениям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдают над текстом, делают выводы о роли союзов: соединяют однородные члены и части сложного предложения.

( Работа с листком самоконтроля).

 

 

 

 

 

5. Систематизация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы: беседа, работа со схемой Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная

Средства обучения: пустые блок-схемы(см.Приложение). Цель для учителя: научить обучающихся сделанные выводы записывать в схему. Цели для учеников: уметь сделанные выводы записывать в блок-схему.

Задачи: формировать умение выделять существенные признаки, анализировать, делать выводы  Результат: заполненная блок-схема.

 

Организует обсуждение информации, полученной при анализе предложений, предлагает представить в виде схемы, обращает внимание на содержание материала учебника, консультирует, корректирует.

-Ребята, давайте наши выводы запишем в блок-схему.- Какая часть речи?- Что соединяет союз?- Какие виды союзов мы знаем?

 

 

 

 

 

Обсуждают информацию, делают выводы, знакомятся с содержанием материала учебника,  заполняют схему. (Самоконтроль по учебнику).

- Союз- служебная часть речи, соединяет однородные члены и простые предложения; бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные.

 

 

 

6.Закрепление учебного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы: аналитическая беседа, упражнения, контроль и самоконтроль

Форма организации урока: фронтальная

Средства обучения: мультимедиапроектор;

презентация Power Point к уроку(см.Приложение).  Цель для учителя: закрепить  умения и навыки учащихся  по данной теме, развивать умение находить грамматическую основу, определять роль союза.. Цели для учеников: уметь применить знания на практике, уметь выделять грамматическую основу предложения, делать схемы предложений.  Задачи: формировать у учащихся видеть роль союза в предложении, составлять схемы .Результат: понимание роли союза.

(см.приложение)

 

Организует работу учащихся по применению знаний. Даны предложения, предлагается составить схемы, определить роль союза. – Ребята, прочитайте предложения, выделите грамматическую основу, составьте схему. –Какую роль играет союз в каждом предложении?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают предложения, выделяют грамматические основы, делают схемы. Самопроверка.

 (Работа с листком самоконтроля).

 

 

 

 

 

 

 

7. . Физкультминутка

 

 

 

 

 

8. Применение знаний и умений на практике.

 

 

 

 

 

 

 

9. Тестирование.

 

 

 

10. . Подведение итогов, рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 11.Задание на дом

 

 

Цель для учителя: снять напряжение с глаз и активизировать работу учащихся. Цель для учеников: снять напряжение с глаз.

Задача: формирование необходимости заботиться о своём здоровье, беречь зрение.

 

 

Методы: практический  Форма организации урока:парная

Средства обучения: раздаточный материал (см.приложение) Цель для учителя: проверить умения и навыки учащихся по теме, умение делать комплексный анализ текста. Цели для учеников: уметь применять полученные знания на практике.  Задачи: формировать у учащихся видеть роль союза в предложении, развивать умение работать со словарём, конструировать предложения. Результат: понимание роли союза в тексте.

 

 

 

Форма: индивидуальная

Метод письменного контроля. Средства обучения: мультимедиапроектор;

презентация Power Point к уроку.(см.Приложение) Цель для учителя : выявить  качество усвоения материала. Цели для учеников: показать степень усвоения материала.

Задачи:   проверить  полученные знания, умения, навыки.

Цель для учителя:  научить обучающихся самостоятельно оценивать результат своей работы; дать оценку успешности достижения обучающихся поставленной цели. Цели для учеников: уметь оценивать себя, уметь подводить итоги работы.

Методы: словесный. Форма организации урока: фронтальная.

Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цели для учеников: совершенствовать практическое применение знаний, умений, навыков, полученных на уроке.

Задачи: закрепление изученного материала, контроль.

 

Контролирует выполнение правильности упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

1.Предлагает дидактический материал  (текст) для парной работы. Во время работы индивидуально консультирует.

2.Дополнительное задание (для сильных учеников): творческая работа по конструированию предложений. –Закончите предложение так, чтобы получилось сложное предложение, с однородными членами.

 

 

 

 

Предлагает тест для проверки уровня знаний и умений  по теме урока «Проверь себя»

 

 

 

Обращает внимание на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений. Своё настроение предлагает изобразить на смайлике.

 

 

 

Задаёт домашнее задание: Придумать и записать сказку о встречи предлога и союза, которая начинается со слов         «Однажды встретились предлог и союз…»

Физминутку проводит ученик.

 

 

 

 

Выполняют  упражнения. Оценивание:  отвечают первыми те, кто быстрее справился. Самопроверка.

 

 

 

 

 

Выполняют задания. Самопроверка (результаты теста заносятся в лист самооценки). Критерии оценивания на доске.

 

 

Оценивание  обучающихся с комментированием по листу самоконтроля. Оформление смайликов.

 

 

 

Записывают домашнее задание, ставя перед собой цели по его выполнению

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

  1. Слайд «Морфологическая путаница». Задание: распутай путаницу, распределите слова в 2 столбика. Из-под, из-за, потому что, в течение, чтобы, за, на, из, и, если, когда, но.
  2. Текст для лингвистического эксперимента.

Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали …  рассказывали разные истории. Солнце спряталось за тучи, …настроение всё равно было бодрое. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны. С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне Прогулка удалась.

  1. Заполнение блок-схемы.

 

 

  1. Предложения для составления схем. –Я вышел из кибитки и потребовал себе начальника.

                                                                              -Кибитка медленно продвигалась, а снег всё шёл.

                                                                             - Я дал слово не тратить деньги, чтобы утешить бедного Савельича.

5. Физкультминутка.

Пролетает самолёт, с ним собрался я в полёт.

Правое крыло отвёл, посмотрел.

Левое крыло отвёл, поглядел.

Я мотор завожу и внимательно слежу.

Поднимаюсь ввысь, лечу.

Возвращаться не хочу.

6 Текст для работы в паре.

   Во многих языках мира существует такая часть речи, как союз. В реальном мире вещей и явлений нет ничего, что бы соответствовало союзам. Союзы созданы человеком как техническое средство для выражения логической связи между  отдельными высказываниями. В этом легко убедиться при непосредственном наблюдении различных реальных ситуаций. Если вы видите. Что молния ударила в дерево и оно сломалось, вы не нуждаетесь в каких-либо связующих средствах между этими явлениями, так как причина и следствие даны наглядно. Другое дело, когда сообщается об этом в речи или письменно на бумаге. Связь между суждениями можно выразить, например, таким способом: «Дерево сломалось, потому что в него ударила молния».

  • : 1Выразительно прочитайте текст.

2 Озаглавьте его.

3 Определите его главную мысль.

4 Какие из выделенных союзов соединяют однородные члены, а какие- простые  предложения в составе сложного?

Объясните лексическое значение слова суждение. (см. Толковый словарь)

5 Как вы понимаете слова реальный, ситуация? (Запись в словарик трудных слов)

 

 

7.Тестирование.

- Найди союз А) и, а, но, зато, однако.   Б) в, к, из-за        В) не, ни, же

- Какое предложение соответствует схеме                     и

 А) Свет быстро вспыхнул и исчез.

Б) Ночь постепенно уходит и медленно день настаёт.

В) Соревнования проведём на улице и подведение итогов будет в зале.

Лист самоконтроля

Этап урока

оценка

(+ или -)

1.

Игра «Морфологическая путаница»

 

2.

Постановка цели урока

 

3.

Лингвистический эксперимент

 

4.

Составление блок-схемы

 

5.

Игра «Найди лишнее»

 

6.

Работа с текстом  (в паре)

 

7.

Творческая работа по конструированию предложений

 

8.

Тест

 

9.

Подведение итогов

 

 

Итоговое количество плюсов:

 

 

Оценка:

 

 

Чтобы скачать документ, нажмите "Скачать с сервера". Бесплатно

Чтобы скачать презентацию, нажмите "Скачать удаленно". Бесплатно

Категория: Методические разработки | Добавил: Школа
Просмотров: 331 | Загрузок: 201 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2025