. Финогеева Ольга Павловна - Методические разработки - Методические разработки учителей - Каталог файлов - МБОУ "Кружилинская СОШ"
МБОУ "Кружилинская СОШ"
Воскресенье, 2025 Июн 15, 13:57:48
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
Методические разработки [43]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 67

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0


Финогеева Ольга Павловна
[ Скачать с сервера (374.0 Kb) ]2017 Мар 22, 13:48:09
Научно-практическая конференция
"Мастерство педагога и инновации в образовании"

Конференцию подготовила творческая группа в составе:
1. Матюнина Светлана Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №11» г. Бологое Тверской области;
2. Зимицкая Яна Васильевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №11» г. Бологое Тверской области;
3. Овчелупова Вера Ивановна, учитель географии и химии МБОУ «Кружилинская СОШ» Шолоховского района Ростовской области;
4. Финогеева Ольга Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Кружилинская СОШ» Шолоховского района Ростовской области;
5. Клочкова Галина Анатольевна, преподаватель химии, биологии и экологии отделения издательско-полиграфических технологий Таврического колледжа Крымского Федерального Университета им. В. И. Вернадского;
6. Дмитриева Наталья Борисовна, преподаватель математики ГБ ПОУ Республики Крым «Симферопольский политехнический колледж»;
7. Березова Юлия Сергеевна, преподаватель начальных классов МБОУ СШ № 81 г. Ульяновска;
8. Гаврилюк Марианна Евгеньевна, преподаватель начальных классов МБОУ СШ № 81 г. Ульяновска

Цели и задачи конференции:
 ознакомление с новейшими педагогическими технологиями и инновационными методами преподавания;
 обсуждение принципов разработки и использования сайта учителя в процессе обучения;
 предоставление всем заинтересованным участникам Конференции возможности обсуждения и использования данного материала в своей работе
Актуальность темы:
Мы считаем, что инновации в образовании и их внедрение в процесс обучения напрямую зависят от мастерства педагога.

Вступительное слово (Дмитриева Н.Б.)
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и  поэтому становятся предметом изучения, анализа и  внедрения.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и  целых коллективов. Но этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в  управлении.
Понятие «инновация» в  переводе с  латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в  исследованиях в  XIX  веке и  означало введение некоторых элементов одной культуры в  другую.
Применительно к  педагогическому процессу инновация означает введение нового в  цели, содержание, методы и  формы обучения и  воспитания, организацию совместной деятельности учителя и  учащегося. Инновации разрабатываются и  проводятся не органами государственной власти, а  работниками и  организациями системы образования и  науки.
ФГОС динамично развивается, учитывая требования и условия, с которыми встречается ученик и выпускник школы.
Перед школой и педагогическим коллективом ставятся новые и сложные задачи. Эти задачи касаются не только знаниевой подготовки обучающихся, но и развития компетенций критически мыслящего, социально активного, готового работать в быстроменяющихся жизненных условиях выпускника школы с глубоким мировоззрением. Понятие «интерактивная модель обучения» раскроет нам Галина Анатольевна.

Выступление № 1. Тема: «Интерактивная модель обучения»

В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная – обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
2) активная – обучаемый выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
3) интерактивная – взаимодействие (моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).
Понятие «интерактивный» ("Inter" – это взаимный, "act" – действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает навыки взаимодействия и саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Место преподавателя на интерактивных уроках сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей урока.
Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются студентами. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50 % занятий. В данном случае уместно напомнить китайскую пословицу: «Скажите мне – я забуду. Покажите мне – я запомню. Вовлеките меня – я пойму».
Интерактивные методы могут применяться при организации следующей работы со студентами:
– организация тематических занятий ;
– организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом ;
– для создания образовательных ресурсов:
Для решения воспитательных и учебных задач могут быть использованы следующие интерактивные формы:
1. Круглый стол / мозговой штурм.
2. Дебаты.
3. Фокус-группа.
4. Деловые и ролевые игры.
5. Учебные групповые дискуссии / тренинги.
6. Проведение видеоконференций.
7. Интерактивная экскурсия.
8. Деловые и ролевые игры.
10. Использование кейс - технологий.
Было бы ошибкой придерживаться какой-либо одной модели. Разумно сочетать эти несколько моделей обучения для достижения эффективности и качества учебного процесса. Современная система профессионального образования в условиях рыночных отношений в качестве одного из приоритетов для успешного решения задач подготовки квалифицированных кадров выделяет принцип учета интересов обучаемого.
В этой связи перед преподавателями стоит задача выработки и внедрения таких приемов и методов обучения, которые бы были нацелены на активацию творческого потенциала студента, его желания обучаться.
Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Совместная деятельность означает, что каждый вносит в нее свой особый вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Вступление (Дмитриева Н.Б.)
Примером совместной деятельности студента и преподавателя может служить «Технология встречных усилий», с которой вас познакомит Финогеева Ольга Павловна.

Выступление № 2. Тема: «Технология встречных усилий»

В русле поиска современных подходов к обучению, на мой взгляд, заслуживает внимания построение урока, выдержанного в технологии встречных усилий учителя и учащегося.
На современном этапе развития образования требуют переосмысления права и обязанности всех участников педагогического взаимодействия – и ученика, и педагога, от которого новые подходы требуют знания психологических основ общения и обучения, дидактических и методических умений, владения соответствующими приемами организации учебного процесса.
Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, «вызов», «сотворчество», рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.

Мозаика встречных усилий учителя и учащегося

Этап урока Педагогические приемы
1 Начало урока: введение, «разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную «разминку» «Отсроченная отгадка», «Погружение», «Эпиграф» и др.
2 Контрольно – подготовительный этап: опрос по предыдущим темам «Лови ошибку», «Опрос-кроссворд», «Согласен – не согласен» и др.
3 Постановка учебной цели, «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний. «Цель и цели», «Вопросы к тексту», «Знаю/не знаю» и др.
4 Этап «сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников Деловые игры, «Театрализация», «Кластер» и др.
5 Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания. «Итоги» (общие, выборочные, экспертные), «Возврат к началу», «Три уровня домашнего задания», «Эссе», «Синквейн» и др.

Начало урока, «разминка»
Содержание первого этапа деятельности: психотренинговые упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которых – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Эмоциональная атмосфера становится той основой, благодаря которой естественно возникает возможность перейти к необходимым усилиям на последующих этапах урока.
Некоторые приемы данного этапа.
«Эпиграф». Учащимся предлагаю осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной, темой урока. Например, изучая тему «Употребление местоимений в речи», можно записать известное предложение А.А.Реформатского «Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или «дублеры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова».
Не страшно, если ответы будут самые разнообразные. Главное - не забыть вернуться к предложениям школьников в конце урока и дать оценку их воображению, догадливости.
«Погружение» проводится по «учебной цепочке», при этом возможны следующие варианты:
1. Учащиеся один за другим составляют характеристику какого - то языкового явления. Так, вспоминая, что они знают о глаголе, ученики говорят:
«Отвечает на вопросы что делать? что сделать?» - «Изменяется по временам» - «Обозначает действие предмета» - «Имеет 1 и 2 спряжение» - «Изменяется по лицам» - «Глаголы изменяются по лицам и временам» и т.д.
2. Цепочку могу начать и я, задавая вопрос по определенной теме; ученик, ответив, сам задает вопрос следующему ученику и т.д. Стремясь сделать итоги «погружения» значимыми для учащихся, стоит оценивать не только количество вопросов и ответов, но и их качество.
«Разминка» создает необходимый эмоциональный и интеллектуальный настрой учителя и учеников.

Контрольно – подготовительный этап урока
Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход требует уже не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.
Характеристика некоторых приемов.
Прием «Лови ошибку» уместно использовать на повторительно- обобщающих уроках подготовки к контрольным работам; здесь можно широко использовать материал тестовых заданий по русскому языку. Я намеренно допускаю ошибки, например, он утверждаю: «Основу составляют такие значимые части слова, как корень, приставка, суффикс, окончание». Ученики не должны соглашаться с суждением, где окончание включается в основу слова. А для того чтобы школьники помнили, что это игра, предлагаю сопровождать такие ошибки некоторым условным знаком (например, вверх поднимается левая рука, раскрытая ладонь и т.п. С). При этом можно рассуждать вслух, как бы сомневаясь в том или ином ходе рассуждений, побуждая учащихся к поиску правильного решения, ответа.
«Опрос - кроссворд». Необходимо заполнить «кроссворд» по изучаемой теме, который подготовлен заранее мной или моими помощниками. Например:

А л ф а в и т
О с н о в а
О м о н и м ы
К о р е н ь
А н т о н и м ы
Н е о л о г и з м ы
П р и с т а в к а
Л е к с и к а

«Высшим пилотажем» можно назвать ситуацию, когда часть понятий «кроссворда» относится к новой теме.
Возможны разнообразные варианты письменных опросов (тестирование), блиц - опросы и т.д. В итоге учащиеся проходят своеобразную «линию преодоления», что активизирует их интеллектуальный потенциал.
«Повтор с расширением». Ученики самостоятельно подготавливают и задают вопросы – это формирует у учащихся понятие «открытого» знания и стимулирует сильных учащихся на самостоятельный поиск.
«Согласен – не согласен». Работа происходит в форме диалога: ученики обращаются друг к другу или ко мне с тезисами, которые можно принять или не принять, например:
- «Я утверждаю, что все имена прилагательные имеют степень сравнения».
- «Не согласен. Но я настаиваю, что имена прилагательные могут изменяться по родам и падежам». – «Согласен, но имеется уточнение – и по числам». И т.д.
Конечно же, проводя такой учебный диалог, нужно заранее ограничить тематику, дать школьникам задание подобрать не менее пяти вопросов (тогда ученики не будут мучительно придумывать вопросы по ходу диалога, но сконцентрируют внимание на своих и чужих ответах).
Этот прием обладает большими диагностическими возможностями, поскольку позволяет по характеру выбираемых учащимися вопросов сделать вывод о степени усвоения материала.

Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»
Цель вызова заключается в создании ситуации преодоления: я сознательно ставлю себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т.е. формирует реальную субъектную позицию в учении и обучении.
Приемы, используемые на данном этапе.
«Цель и цели». Сообщая тему и цель урока, предлагаю учащимся сформулировать свои (важные для них лично) цели учебной деятельности (разобраться в сути явления; понять главное определение; составить опорный конспект и пр.) Таким образом, учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники. (Главное: не забыть вернуться к целям учащихся на заключительном этапе урока.)
«Знаю / не знаю». После знакомства с темой и составления общего плана работы каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме, чего не знает, что хочет узнать; сведение воедино этой информации дает учителю представление о том, на каком уровне находятся знания учащихся, каковы интересы школьников в данной области.
Например, после сообщения темы урока «Правописание НЕ с причастиями» и записи нескольких примеров предлагаю каждому ученику вспомнить, как пишется НЕ с другими частями речи («что я знаю»), определить, что влияет на «поведение» причастий («что я могу знать»), сделать вывод о возможном правописании НЕ с причастиями («чего я не знаю»), проверить себя по тексту учебника («что я узнал»).
В ходе обсуждения – «что я знаю», «чего не знаю» - часто выясняется, что каждый имеет некоторое представление об объекте обсуждения, а соединенные вместе знания дают определенное представление о предмете. Это учит не бояться незнания, дает возможность понять, что незнание преодолимо и наиболее эффективный способ выхода из него – самостоятельный, коллективный поиск соединения всех участников. Так рождается понимание того, что знание может быть добыто именно совместными усилиями, а это подготавливает к переходу на следующий этап урока.

Сотворчество как этап урока
Главное здесь – поддержка активности, усилий, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий и информационных находок в совокупное знание по изучаемому предмету. Деятельность учителя должна складываться из организационных и координирующих (но не управляющих) функций. И только в конце данного этапа, при подведении итогов, руководящая роль возвращается к педагогу. Возникают условия для гибкого конструирования информации учебного материала, что развивает креативность восприятия, именно поэтому данный этап назван сотворчеством.
Некоторые приемы данного этапа.
Деловые игры воплощаются в самых неожиданных вариантах:
1. «Машина времени»: события оцениваются с двух позиций: современной и соответствующей исторической эпохи.
2. «Колонка редактора». По ходу чтения текста учащиеся записывают комментарии, уточнения, приемы и пр.; затем команда экспертов оценивает замечания и выбирает наиболее удачный вариант.
«Театрализация». Это несколько забытые в школьной практике «суды»: например, над запятой (вспомните «Казнить – нельзя - помиловать»), над обособленным обстоятельством («На каком, собственно, основании, оно обособляется?!» и пр.),многочисленные сказки из русского языка. Сегодня обращение к театрализации на уроках русского языка обрело новое направление – речь и культура общения. Любой разыгранный учениками мини-диалог может стать предметом серьезного анализа с точки зрения культуры речи и коммуникации.
«Кластер». Этот прием активно использует возможность видеоряда: идеи группируются в определенные блоки и располагаются вокруг ключевого слова. Например:



Кластер может иметь разное количество блоков и разнообразное геометрическое воплощение, в нем могут быть отражены даже столкновения противоположных точек зрения (пересекающиеся сферы с большим знаком вопроса); поощряется обогащение тематического кластера сведениями из других учебных дисциплин. Другими словами, создается коллективный опорный сигнал по теме. Опорой для составления кластера могут стать разнообразные брошюры с таблицей и схемами по русскому языку.
На этом этапе урока срабатывается принцип, который Г.А.Цукерман определила как «отношение» часть – целое», где целое – то системное знание, которое должно быть освоено ребенком в ходе работы, а часть – те частные, неточные, неполные мнения, знания и способы действия, с которыми ребенок вступает во взаимодействие».

Рефлексивный этап урока
Основное его содержание – осмысление результатов работы, их общая и индивидуальная оценка, соучастие учеников в определении домашнего задания.
К приемам данного этапа относятся прежде всего те, которые были использованы на предыдущих этапах и предполагают завершение работы. Возвращение к записанному на доске «Эпиграфу» дает возможность оценить его соответствие изучаемой теме и качество предположений учащихся. Процесс содержательного обобщения «цели и целей» трансформируется в подведении итогов – общих и индивидуального. Такие приемы, как «Вопросы к тексту», «Знаю / не знаю» и пр., дают материал для сравнения предыдущего уровня знаний с новым уровнем. Существуют и специфические педагогические приемы: «эссе», «синквейн».
Важный этап рефлексивного этапа урока – определение домашнего задания. Целесообразно варьировать задание на дом по уровням, Первый уровень, обязательный, - то, что должны знать все члены учебной группы. Домашнее задание второго уровня выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет. Третий уровень, творческий. Предполагает не только свободное владение материалом, но и умение выйти за его рамки.

Вступительное слово (Дмитриева Н.Б.)
На первом уроке в 1-м классе учительница выдала Вовочке букварь, тетрадки, кассу с буквами, счетные палочки и карандаши. Тот осмотрел все это хозяйство, вспомнил об оставленных дома компьютере с айпадом и горько вздохнул: «Предки, как всегда, кинули! Обещали 1-й класс, а запихнули в эконом».
Такой историей открыл первую в России международную конференцию по смешанному обучению президент издательства «Просвещение» Александр Кондаков. И неспроста.
— Нынешние дети — люди сетевого века, — констатировал он. — Переломным моментом в технологиях стало появление личных мобильных образовательных устройств ребенка — айпадов, планшетов, а сейчас и смартфонов. Само словосочетание «личное мобильное образовательное устройство» превратилось в новое понятие в педагогике. Но этого мало. Необходимо принципиально новое школьное образование — с новыми технологиями и с индивидуальной траекторией обучения. И оно существует. Это так называемое смешанное обучение.
С основными моделями смешанного обучения Вас познакомит Вера Ивановна.

Выступление № 3. Тема: «Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности»

В 2012/13 учебном году впервые в российском образовании был начат инновационный проект по апробации моделей смешанного обучения на основе ресурса «Телешкола».
Целью инновационного проекта «Апробация новых моделей организации образовательного процесса на базе школ, работающих с ресурсом «Телешкола», является качественное системное изменение подходов к организации образовательного процесса в общеобразовательных школах РФ с применением электронного обучения в условиях введения ФГОС.
В проекте принимали активное участие учителя и обучающиеся на всех ступенях обучения из Москвы, Оренбурга, Тамбова, Ростова-на-Дону, Набережных Челнов, Ижевска, Хабаровска, Перми и др.
«Переход России на смешанное обучение — дело ближайшего будущего»
В качестве основных моделей предлагаются модели, которые подразумевают сочетание и чередование очного и электронного обучения и взаимодействия (группа «Ротация», модели «Перевёрнутый класс», «Смена рабочих зон», «Автономная группа»), и модели, реализующие персонализированный подход (группа «Личный выбор», модели «Новый профиль», «Индивидуальный учебный план», «Межшкольная группа»).
Общим для моделей группы «Ротация» является то, что смешанное обучение реализуется в рамках одного предмета и класса и подразумевает чередование прямого личного общения учителя и обучающихся с взаимодействием участников образовательного процесса, опосредованным телекоммуникационными технологиями.
Порядок чередования может быть фиксированным или гибким по усмотрению учителя.
Объяснение нового учебного материала, его закрепление и отработка навыков может осуществляться как в рамках очного взаимодействия, так и в рамках дистанционного. Например, знакомство с новым учебным материалом осуществляется с использованием online ресурса, а закрепление и отработка навыков – на уроках в классе, или наоборот.
Модель «Автономная группа» используется в том случае, если обучающиеся в классе сильно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ - компетентности и регулятивных универсальных учебных действий. В этом случае класс делится на группы, в одной из которых основное обучение ведётся в режиме онлайн, а личное взаимодействие с учителем используется для консультирования, группового или индивидуального. В другой группе основное обучение ведётся в традиционной форме, а электронное обучение используется для поддержки и отработки навыков. Пространственная организация класса должна иметь две зоны – для традиционного урока и зону онлайн - занятий. Работая в этой модели, учитель должен обладать навыком распределения своего внимания между двумя группами, уметь организовывать познавательную деятельность обучающихся через систему индивидуальных или групповых заданий, знакомство с новым учебным материалом, выполняя функцию помощника при выполнении заданий.
Возможен перенос зоны онлайн - обучения в компьютерный класс. В этом случае для реализации модели понадобится ассистент (тьютор, лаборант), который бы наблюдал за автономной группой.
Модель «Перевёрнутый класс» используется в том случае, если обучающиеся в классе незначительно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ компетентности и регулятивных универсальных учебных действий. В этом случае класс работает как одна группа, для которой чередуются компоненты очного и электронного обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне школы: учитель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. На учебном занятии организуется практическая деятельность по отработке знаний, умений. При такой организации учебного процесса не требуется зонирования классной комнаты или дополнительных помещений. При работе в режиме «Перевёрнутого класса» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность и т.п.) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами и т.д.). Обязательным условием использования данной модели является наличие у обучающихся домашнего ПК с выходом в Интернет.
Модель «Смена рабочих зон» является наиболее сложной в плане организации и реализации. В определённом смысле она является развитием модели «Автономная группа», но число групп может увеличиваться по числу видов учебной деятельности (online обучение, групповая самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа, работа с учителем). Использование данной модели требует сложного зонирования большого учебного помещения либо выделения дополнительных помещений, а также участия ассистента (тьютора). Преимуществом данной разновидности модели является то, что со временем вырабатывается привязка определённого вида деятельности к определённому месту, что снижает временные затраты на включение обучающихся в соответствующий вид деятельности.
Модели группы «Личный выбор» подходят для учащихся старших классов, имеющих высокую мотивацию к учению, уровень сформированности ИКТ - компетентности, личностных и метапредметных навыков. В рамках этой группы моделей образовательная деятельность и ответственность за её результаты возлагается на обучающегося, так как процесс строится преимущественно с использованием электронного образовательного ресурса. Задачи школы в этом случае сводятся к предоставлению временных (предусмотренные в расписании часы для online курса) и пространственных (помещение с компьютером и выходом в Интернет) ресурсов, а также оказание психологической и при необходимости педагогической поддержки. При определённых условиях (компановка в расписании предметов, подразумевающих посещение школы, в виде кластера) обучающийся может осваивать online курсы вне школы.

Вступление (Дмитриева Н.Б.)
Одним из основных направлений развития цивилизации в XXI в. является глобальная информатизация общества на основе создания новых средств информационно-коммуникационных технологий. Это ставит перед педагогическим сообществом задачу воспитания информационной культуры. Содержание понятия «информационная культура» предполагает понимание сущности, владение знаниями и умениями в использовании современных информационных технологий для решения образовательных проблем. Эту тему нам раскроет Светлана Владимировна.

Выступление № 4. Тема: Что такое «информационная культура»

Новая философия образования позволит не только повысить качество образования, но и сделать его адекватным по содержанию новым условиям, в которых предстоит жить и работать людям в будущем. Поэтому важнейшей задачей современной системы образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Признание активной роли учащегося в учении привело к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Современные информационные и коммуникационные технологии дают новые возможности для взаимодействия учителя и ученика не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.
Очевидно, что сами по себе информационные технологии не дадут повышения качества образования, поэтому данная тема актуальна на современном этапе развития образования.
Ожидать от информатизации повышения эффективности образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать инновационными качествами. К таким качествам относятся:
1. Комплексность – возможность обеспечения всех компонентов образовательного процесса (получение информации, практические занятия, контроль учебных достижений);
2. Интерактивность, которая обеспечивает расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории, в том числе дистанционно.
Комплексность обеспечивается делением предметного сайта на три зоны:
1. Зона теоретической информации (учебные и методические материалы – не только текстовые и графические, но и аудио-, видео-ресурсы, ссылки на другие сайты и порталы);
2. Зона практикума (онлайн конкурсы, консультации, квесты, выставки творческих работ учащихся);
3. Зона обратной связи (чат-комната, консультации, квесты, гостевая книга, обратная связь «Вопрос-ответ»).
Взаимодействие между участниками педагогического процесса имеет ряд дидактических требований. В их числе – требование интерактивности обучения. Интерактивность («Inter» - взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивные методы обучения ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом. При помощи предметного сайта создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, накоплением совместного знания, возможностью оценки и контроля.
Главные задачи интерактивных форм обучения:
• пробуждение у обучающихся интереса, мотивации к обучению;
• самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
• установление взаимодействия между учащимися, получение опыта работы в команде.
Один из интерактивных методов – метод проектов. Большая часть времени занятия обычно затрачивается на поиск информации, ее обработку и анализ, а также на подготовку результатов исследования к презентации, поэтому целесообразно выполнить эту часть дистанционно, например, в консультации предметного сайта. Дистанционные технологии не так новы, как кажутся. Одна из ранних форм дистанционного образования в девятнадцатом, начале двадцатого века - обучение по переписке. Ограничивающим фактором этих ранних форм дистанционного образования являлся однонаправленный формат доставки информации, и как следствие - недостаток интерактивности во взаимодействии обучающихся с преподавателем. Современные информационно-коммуникативные технологии дают больше возможностей взаимодействия с преподавателем и соучениками, чем это было возможно в обычных условиях. Предметный сайт вовлекают в обучение с помощью групповых проектов и онлайн дискуссий в чатах.
С развитием предметного сайта появились более интерактивные элементы: консультация по отдельным темам, в основном по проектным работам, веб-квест (webquest) - проблемное задание с элементами ролевой игры. Учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, анализа, построения гипотез, общения). При этом у них всегда есть возможность обратиться к учителю, обсудить спорные вопросы с другими учащимися.
Веб-квесты, используемые автором, охватывают отдельные темы изобразительного искусства, учебный предмет в целом, или могут быть межпредметными. Каким бы ни был квест, он выполняет четыре условия, которым должна соответствовать тема Веб-квеста:
• соответствовать требованиям государственных стандартов к содержанию учебных программ;
• содержать задание, которое будет способствовать развитию мышления учащихся;
• содержательно дополнять имеющиеся материалы по теме урока;
• эффективно использовать Интернет.
Наибольшее предпочтение автором отдается творческим веб-квестам (creative products task), которые требуют от учащихся создания какого-либо продукта в заданном формате (изображение, коллаж, постер, записки путешественника, мультимедийная презентация и т.д.). На конкурсе выполненных работ оцениваются понимание задания, логичность, структурированность информации, индивидуальность. В оценке результатов принимают участие как учитель, так и учащиеся путем обсуждения. Веб-квест – комплексное задание, поэтому оценка его выполнения основывается на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата.
Сегодняшние цели образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, думать, решать, организовывать себя к работе. Именно поэтому использование современных информационно-компьютерных технологий открывает новые возможности в образовании.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, если у обучающихся будет сформирована мотивация к взаимодействию с учителем и одноклассниками, будут применяться технологии и методы, способствующие развитию универсальных учебных действий обучающихся, то предметный сайт педагога станет эффективным средством их развития.

Вступление (Дмитриева Н.Б.)
«Обучение» - это передача информации…Так что же такое «информационные технологии» и как они используются в образовании? Этот вопрос раскрывает нам Яна Васильевна.

Выступление №5. Тема: «Использование информационных технологий»

Работа с информационными технологиями приучает учащихся понимать смысл каждой операции, ее взаимосвязь с другими видами работы, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности в образовательной системе.
Результатом любого вида обучения является формирование познавательной деятельности или ее отдельных элементов, в том числе различных действий. «Как известно, процесс преобразования знаний и умений в навыки проходит поэтапно: обучение, тренировка и автоматизация».
При выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений.
Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.
Информационные технологии — это «совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно- методическое сопровождение современных технологий обучения».
Стремительное развитие сетевых информационных технологий, кроме заметного снижения временных и пространственных барьеров в распространении информации, открыло новые перспективы в сфере образования.
Можно с уверенностью утверждать, что в современном мире имеет место тенденция слияния образовательных и информационных технологий и формирование на этой основе принципиально новых интегрированных технологий обучения, основанных, в частности, на Интернет-технологиях.
Информационные технологии соответствуют принципам педагогической технологии, позволяют решить те задачи, которые были затруднены в решении ранее. А средством подготовки и передачи информации является компьютер.
Каждому учителю очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в среднем и старшем звеньях школы. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования. Сегодня выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Информационные технологии, с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Большой интерес к современным компьютерным системам как средству обучения действительно является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня в среде обучающихся проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий или просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера. Уже в начальной школе известно, насколько престижно образование, базирующееся на информационных технологиях.
Введение информационных технологий в учебный процесс расширяет возможности учителя, обеспечивает средствами, которые позволяет решать такие проблемы:
-совершенствование организации учебного процесса, повышение индивидуализации обучения;
- повышение продуктивности самостоятельной подготовки ученика после уроков;
- индивидуализация работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности учителя: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других учителей);
- возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.
В условиях применения информационных технологий на сегодняшний день достаточное количество технических средств соответствующего уровня; наличие методически обоснованных и соответствующего качества (прошедших экспертизу) учебных или других компьютерных программ и систем; наличие в качестве приложения к компьютерным программам полного дидактического комплекса (учебники, методические пособия, задачники, система контроля знаний, умений, навыков и др.).
Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами или же по программе развивающего обучения могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами. Формы организации учебного процесса позволяют осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации.

Вступление (Дмитриева Н.Б.)
Первые выступления содержали теоретический материал по теме конференции. Все это хорошо. Но… Необходимо этот материал обсудить с точки зрения обучения, т.е. какого практическое применение теории.
И теперь коллеги из г. Ульяновск, Юлия Сергеевна и Марианна Евгеньевна, представят практический аспект рассматриваемой темы.
Юлия Сергеевна:
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
• коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
• познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
• личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
• Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Курс «Развитие речи» направлен на достижение следующих целей:
- способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа;
- повышать уровень языкового развития школьников;
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал учебного курса «Развитие речи» представлен в программе следующими содержательными линиями:
• Слово
• Предложение и словосочетание
• Текст
• Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
• личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
• личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
• деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К окончанию курса «Развитие речи» обучающиеся должны знать:
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
- быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи

Марианна Евгеньевна:
Внеурочная деятельность «Час чтения» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию культурного читателя.
Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также духовно-нравственного и этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цель программы:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок;
• расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
• воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по обогащению читательского опыта младшего школьника.
Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Задачи программы:
1 год обучения:
• создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений
• формировать интерес к литературному чтению,
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
2 год обучения:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном самостоятельном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• знакомиться с различными типами текстов;
3 год обучения:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• знакомить с образным языком художественного произведения, выразительными средствами, создающими художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
4 год обучения:
• развивать у детей сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• развивать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, поэтический художественный слух детей,
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно развивать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской литературе. На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в нашей местности.
Формы организации занятий:
• занятие-диспут,
• занятие-спектакль,
• занятие-праздник,
• занятие-интервью,
• интегрированное занятие,
• конференция,
• устный журнал,
• конкурсы,
• литературная игра
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к чтению.

Заключение (Дмитриева Н.Б.)
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует на переход от обучения, где ученик – объект воздействия учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника. Постепенно школа меняет принципы организации образовательного процесса, создавая условия для реализации динамичного гибкого персонализированного обучения.
В современном мире нас повсюду сопровождает «умная» техника с большим объемом технологических инноваций. Педагогу и обучающимся как членам современного социума необходимо включаться в использование и создание этой «умной» техники и технологий.

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера!
Категория: Методические разработки | Добавил: krugilin_shool
Просмотров: 364 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2025