Тема урока: Пока не стало поздно. На экране - портрет писателя и эпиграф: За добро плати добром, не будь пустельгой. К. Паустовский. Ход урока.
Отталкиваясь от эпиграфа и содержания рассказа К. Паустовского
Цель1.Определить, с помощью какой художественной детали автор подчеркивает одиночество Катерины Петровны?
2.Найти детали, с помощью которых автор показывает бездушное отношение дочери к Катерине Петровне.
Итак, целью нашего урока является нравственная проблема. Каким должно быть отношение человека к близким ему людям, чтобы они не страдали. - Ну что ж, давайте сразу и найдем эти детали.
1-й ученик.
-К.Паустовский пишет: «Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме,- без этого слабого Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра».
Я считаю, что ночник – «Единственное живое существо», он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, ее боль, грусть. Керосиновый ночник подчеркивает безмерность одиночества героини.
Еще я обратила внимание на метафору в предложении «Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю». Мне кажется, автор употребляет слово позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы «позабыли».
2-й ученик. Одиночество Катерины Петровны передается и через старый клен.
«Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой – хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».
- В судьбе клена, как он описан в рассказе тоже видны неустроенность, одиночество. Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает.
- Я считаю, что дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Оно отождествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности: «некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Кроме того, каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины – глубины ее тоски по дочери.
Вы как нельзя точно нашли художественные детали, передающие одиночество Катерины Петровны. Но мы должны знать причины ее одиночества. Эти причины нам зачитают учащиеся второй группы.
1. За три года не написала даже письма. 2. Письмо спрятала в сумочку, не читая,- решила прочесть после работы. 3. «Куда сейчас ехать! Разве отсюда вырвешься! Она подумала о переполненных вагонах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней – и положила письмо в ящик письменного стола. 4. «Какая Катя? Какой Тихон? Должно быть это не мне» Она даже не поняла о какой Кате идет речь. 5. Настя скомкала телеграмму и нахмурилась. 6. Уехала Настя из Заборья крадучись.
Вы правильно нашли детали, с помощью которых автор отображает одиночество Катерины Петровны и бездушное отношение дочери к самому родному человеку – матери. Настя поступает безнравственно. А теперь обратимся к тексту произведения и найдем детали, с помощью которых автор отобразил нравственные поступки односельчан и построим кластер. Но сегодня наш кластер необычный – он должен нам напоминать тот клен, который посадила когда - то Катерина Петровна. А назовем мы его деревом нравственности.
Манюшка прибегала н Тихон рубил в саду засохшие каждый день, чтобы р .деревья, пилил их, колол на принести воды из а дрова. колодца, подмести полы, в поставить самовар. с т Тихон написал телеграмму в от имени дочери е Василий приносил н перевод на 200 рублей н Учительница подошла к гробу, Он осторожно наклонилась и поцеловала придерживал руку, о руку Катерины Петровны когда она расписывалась. с
т Односельчане проводили Катерину Петровну ь в последний путь.
1. Паустовский говорил о простых русских людях. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но никогда не пройдут мимо чужого горя, всегда помогут. Такова и Манюшка, и Тихон, и Василий, и молодая учительница. Сцена похорон заканчивается предложением: «За оградой, в легком, перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная, родная земля». Эта земля родная не для Насти, а для тех обыкновенных русских людей, не растерявших ни терпения, ни чуткости, ни доброты… Именно их поступками восхищается Паустовский и их поступки считает высоко нравственными.
И, наконец, последний вид нашей работы – синквейн, результатом которого должно получиться слово «нравственность».