Система работы учителя русского языка и литературы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Финогеева Ольга Павловна- учитель русского языка и литературы МБОУ «Кружилинская СОШ» Шолоховского района Ростовской области.
слайд №2 Единый государственный экзамен – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. Он является обязательным для всех выпускников Опыт работы показывает, что вопросы подготовки к ЕГЭ решаемы, если деятельность базируется на принципах: * индивидуального подхода, учитывающего особенности конкретного учащегося; * системности. слайд № 3 Я считаю, что подготовка к ЕГЭ начинается в 5 классе. Уже тогда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами. Пятиклассники ведут тетрадь-накопитель, где систематизируют полученные знания в форме таблиц, разрабатывают алгоритмы. Ведь по окончании учебного года они вынуждены сдавать учебники в библиотеку и найти нужное правило им потом будет сложнее. слайд № 4
слайд №5 Организацию подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ начинаю со знакомства с демонстрационными материалами на консультации по русскому языку.
КИМы по русскому языку составлены таким образом, что позволяют проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из четырех компетенций – языковая, лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая. слайд №6 Составляется график посещаемости. Ученики еженедельно в определенный день приходят со своими вопросами к 8 часам. Каникулярное время не является исключением. Ф.И. 7 14 21 28 5 12 19 26 2 9 16 23 Долгова Зыков Зыкова Лиховидова Магомедов Овчаров Пахомова Софина
В старших классах провожу мониторинг качества знаний. Во второй декаде сентября провожу входную контрольную работу, которая позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Диагностическая работа проводится для детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только в школе, но и дома. Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок. слайд №7 Результаты выполнения проверочных, самостоятельных и контрольных работ фиксирую в диагностических картах. Ф.И. Кол-во баллов Оценка Годовая оценка Долгова 18 3 4 Зыков 13 2 3 Зыкова 19 3 4 Лиховидова 18 3 4 Магомедов 15 2 3 Овчаров 16 2 3 Пахомова 19 3 4 Софина 24 3 5
слайд № 10 Учеников знакомлю с источниками, где они могут найти правила, а также называю параграфы. № § 1 Определение главной информации текста 2 Средства связи предложений в тексте 3 Определение лексического значения слова Словарь Ожегова 4 Постановка ударения Орфоэпический словник 5 Употребление паронимов 6 Морфологические нормы (образование форм слова) 74, 104, 111, 7 Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления 75, 135, 176, 194 8 Правописание корней 50-52 9 Правописание приставок 53-54 10 Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-) 97, 105 11 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий 91 12 Правописание НЕ и НИ 153 13 Слитное, дефисное, раздельное написание слов 147, 150 14 Правописание -Н- и -НН- в суффиксах 105,139 15 Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами 186-187, 204 16 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 191-198 17 Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения 199 18 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 205-215 19 Знаки препинания в сложных предложение с разными видами связи
слайд №11 Всем ребятам раздаю учебники по русскому языку под редакцией В. В. Бабайцевой, где собраны все правила за курс 5-9 классы. слайд № 12 Создаем алгоритм решения «задач». Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые разрабатываются совместно с учащимися. Например:
причастия н нн 1 В образованных от глагола несов. вида /крашеный/ 1. В образованных от глаголов сов. вида. /решенная задача/ 2. Без зависимого слова./жареный/ 2. С зависимым словом /жаренная в духовке/ 3. Без приствки или с приставкой не /некрашеный/ 3. От глаголов с приставкой /поджаренный/ 4. Без суф-са –ова-, -ева- 4. С суф – ми –ова-, -ева. /образованный/ 5 В кратких причастиях
Прилагательные Н НН В суф-ах –ан, -ян, -ин /кожаный, серебряный, орлиный/ Основа на Н + -Н- / туман+н-ый/ В суффиксах _ОНН-, -ЕНН- (-ЁНН-) /лекционный, утренний/ Исключения: Стеклянный Оловянный Деревянный Исключение: ветреный, но безветренный
слайд №13 При систематизации и повторении теоретического материала в старших классах также используется принцип структурирования. Например, задание №14 проверяет знание правил правописания Н, НН в разных частях речи. Повторить теоретический материал можно с помощью такой таблицы:
Слайд 14 Рядом с доской расположен информационный стенд с терминами изобразительных средств. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде. Важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух! Если ученик может не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, он может переходить к следующему заданию. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет не совсем сложно найти правильный ответ. слайд №15 • В кабинете есть стенд «Подготовка к ЕГЭ», на котором размещены различные полезные материалы, в том числе критерии оценивания задания №25, образцы заполнения бланков ответов и примерная шкала перевода баллов.
Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку - это часть С. Ребятам предлагается написать сочинение - рассуждение. слайд № 16 Опыт работы показывает, что пособие Н.А. Сениной предназначено для интенсивной подготовки к сочинению С1 в ЕГЭ по русскому языку. Авторы, имеющие огромный опыт работы и создания подобных книг, постарались представить материал в максимально доступной для выпускника форме. Именно там кроется план работы над сочинением. Пособие содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, а также разработанные авторами задания к ним и методику подготовки к выполнению части С. Отличительной особенностью книги является большое количество схем и таблиц, что способствует оптимальному восприятию и запоминанию материала. В пособие включено также много разнообразных и оригинальных упражнений, часть которых дана в тестовой форме и снабжена ответами. Анализируя текст, учащиеся должны рассматривать его в 4-х аспектах: 1. Проблема, поставленная в исходном тексте. 2. Комментирование проблемы относительно исходного текста (комментарий – рассуждение, пояснительные и критические замечания о чем-либо). 3. Авторская позиция. 4. Собственное мнение, подкрепленное тремя развернутыми аргументами. При выполнении части С учащиеся должны четко помнить составляющие части любого сочинения. 1. Вступление (Обозначение темы, круга проблем, затронутых в исходном тексте; выражение отношения автора сочинения к данным проблемам, их общественной значимости). 2. Основная часть (Отражение и комментирование основных суждений автора исходного текста; приведение аргументов, подкрепляющих эти суждения и связанные с ними собственные соображения автора сочинения) 3. Заключение (Итог рассуждения с выражением личного мнения о тексте и проблеме). Как показывает опыт, ребята, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения-рассуждения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения. Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки к экзамену. слайд №17 Результаты независимой внешней оценки выпускников (ЕГЭ) за последние 5 лет показывают: Год Кол-во выпуск Порог балл Средн балл От70-100 От50-70 До 50 Ниже порг балла Выше порог балла 2011 15 36 59 3чел.-20% 10чел-66% 2чел-13% - 15чел-100% 2012 9 36 64.66 2чел-22% 7чел-77% - - 9чел-100% 2014 5 24 60.6 - 5чел-100% - - 5чел-100% 2015 5 24 77.4 4чел-80% 1чел-20% - - 5чел-100% 2016 8 24 79 8чел-100% - - - 8чел-100%
Имея опыт подготовки обучающихся к сдаче итоговой аттестации по русскому языку в форме единого государственного экзамена, могу сказать , что данная тема на сегодняшний день является одной из самых актуальных в преподавании в школе. Уважаемая коллега, здравствуйте. Ваш адрес прибытия и проживания на практикуме с 14 часов 13 августа: Сочи-Адлер, ул ВЕГЕТАРИАНСКАЯ, дом 14, управляющая Даша. Код входа 789 (одновременно) Время заезда 14 часов 05 августа. Иметь копию диплома и паспорта в электронном виде, зачетную работу по теме. 1. Из аэропорта СОЧИ-АДЛЕР (Внимание! В сторону Сочи, а не Красной Поляны. Остановки автобуса № 105 в аэропорту находятся рядом. Не перепутайте) .Автобусом № 105 следовать 5-6 остановок в сторону Сочи до остановки "Вагонное депо" на ул. Ленина /ул.Голубые Дали. 2. От ж\д вокзала СОЧИ-АДЛЕР. После выхода из здания вокзала перейти по пешеходному переходу под виадуком на другую сторону трассы. Автобусом (любой проходящий в сторону Сочи, в т.ч. и № 105) следовать 2 остановки до остановки "Вагонное депо" на ул. Ленина /ул.Голубые Дали. После выхода на остановке "Вагонное депо»: пройти по ходу движения автобуса вперёд 50 метров по ул Ленина, увидите здание с надписью отель «АФРОДИТА», двигаться по тротуару улицы Голубые Дали до магазина «Живая рыба/Живое пиво» (около 100 м) , за магазином на перекрестке перейти улицу Голубые Дали и далее по ул ВЕГЕТАРИАНСКАЯ ПРЯМО 100 м до дома 14, по ул. ВЕГЕТАРИАНСКАЯ. хозяйка Даша, список для размещения у неё имеется (код входа 789) При движении на такси : Проезжаете по ул. Ленина остановку "Вагонное депо» и за АЗС ЛукОйл _ ПОВОРАЧИВАЕТЕ на улицу Голубые Дали). ДАЛЕЕ, через 100 метров (за магазином «Живая рыба/Живо пиво» поворот налево на ул. ВЕГЕТАРИАНСКАЯ и ПРЯМО до дома № 14 с правой стороны улицы При движении на такси (лучше заказать предварительно, тел 8-918-307-05-35, Роберт, дорогу знает). Регистрация и доплата в 16.30 по этому же адресу, в беседке двора. Общий сбор в 18 часов по улице ЛЕНИНА 256/3. С уважением, Лыков ВД, Сочи, 8-928-853-79-52