Внеклассное мероприятие на тему: « Свеча памяти». (Посвященное трагедии Беслана)
Учитель русского языка и литературы: Финогеева О.П.
МБОУ «Кружилинская СОШ
Слайд 1 На руинах разрушенной школы – свежие цветы. Теперь они здесь будут постоянно – как символ светлой памяти, скорби и немного укора. Укора времени, обстоятельствам, да и вообще непонятной несуразной жизни, в которой взрослые выясняют отношения с помощью детских судеб. Слайд 3 Природе и бегу календаря нет дела до человеческой скорби и горя. Сегодня на улицах Беслана пламенеют желтыми факелами ясени и клены, в палисадниках горят яркие костры осенних цветов. Но улицы его по-прежнему звеняще тихи и малолюдны. Жизнь Беслана, словно придавленного к земле тяжестью горя, раскололась на «до» и «после» потрясшей мир трагедии в средней школе №1. Трагедии, начавшей отсчет с черного Первого сентября. Слайд 4 …Сюда, к полуразрушенному зданию школы, зияющему пустыми глазницами обгорелых окон, которое утопает в цветах и траурных венках, продолжают идти люди. Как потерявшие близкого – на поклон к дорогой могиле. Как скорбные паломники – к месту страданий и гибели мучеников, ставшему теперь для всей Осетии святым… Праздник, оборванный автоматными очередями террористов, обернулся для тех, кто в то утро с таким радостным волнением на него спешил, слезами и кровью. Слайд 5 В первой школе, а она самая престижная в Беслане, собрались на торжественную линейку школьники, родители педагоги. Праздничная суматоха внезапно нарушается громкими командами вооруженных людей: всем в здание! Быстрее! Недоумевающие дети машинально следуют командам, а родители и педагоги уже с первых секунд понимают: люди с автоматами не шутят.
Слайд 6 Молниеносные действия захватчиков – и спортивный зал школы заполняется теми, кто пришел отметить День знаний. Все время звучит беспорядочная стрельба. Люди с бородами и в черных очках не церемонятся и где прикладами, где подзатыльниками, где грозным окриком набивают спортзал детьми и взрослыми. Слайд 7 Школа превратилась в недосягаемый объект. Захватчики не шли на контакт, требований не выдвигали, свое присутствие обнаруживали не смолкающей ни на минуту стрельбой. Заложникам было приказано говорить только на русском языке, и малейшие отклонения от приказа жестоко пресекались. Отец двоих детей, Руслан Бетрозов, попытался успокоить испуганных заложников на осетинском языке и был застрелен на виду у всех для всеобщего устрашения. Другой заложник, Вадим Боллоев, был тяжело ранен выстрелом за отказ опуститься на колени и позже скончался. Когда заложники начинали плакать или шуметь, террористы стреляли в потолок или выдёргивали из толпы заложника, независимо от возраста и пола, угрожая расстрелом. Подобные акции устрашения использовались на протяжении всего захвата наряду с издевательствами и оскорблениями. Слайд 8 Приблизиться к школе нет никакой возможности, т.к. на каждую такую попытку боевики отвечали огнем. И точные данные о пострадавших пока нет возможности получить. На второй день в 16 часов захваченную школу посетил Руслан Аушев, бывший президент Ингушетии, единственный, кому удалось вести переговоры с террористами лицом к лицу. На просьбы Аушева разрешить дать заложникам пищу и воду лидер террористов заявил, что заложники добровольно держат сухую голодовку, но согласился отпустить группу заложников из 24 человек (матери с детьми грудного возраста). Через несколько часов после ухода Аушева террористы заметно ожесточились: изначально выпускавшие заложников в туалет и приносившие вёдра с водой в спортзал, боевики отказали и в том, и другом. К утру третьего дня заложники обессилели до такой степени, что уже плохо реагировали на угрозы террористов. В 13:05 в спортзале последовательно произошли два мощных взрыва с интервалом примерно в полминуты, в результате чего произошло частичное обрушение крыши. Сразу после взрывов террористы открыли огонь по спасателям. Дмитрий Кормилин был убит на месте, Валерий Замараев был тяжело ранен и затем скончался от потери крови, а другие двое спасателей получили лёгкие ранения. Ещё через несколько минут заложники начали выпрыгивать через окна и выбегать через входную дверь во двор школы. Террористы, находившиеся в южном флигеле (включавшем столовую и мастерские), открыли по ним огонь из автоматического оружия и гранатомётов, вследствие чего погибли 29 человек. Оставшихся в живых людей боевики начали перегонять из спортзала в актовый зал и столовую, при этом многих заложников, неспособных самостоятельно передвигаться, террористы добили при помощи автоматов и гранат. На втором этаже группа боевиков оказывала ожесточённое сопротивление, рассредоточившись по оборудованным огневым точкам в классных комнатах, коридорах и актовом зале. По свидетельству участников штурма, как и в столовой, террористы прикрывались «живым щитом» из детей и женщин, в результате чего многие бойцы были вынуждены жертвовать собственными жизнями для спасения заложников. Так, майор «Вымпела» Михаил Кузнецов под огнём террористов эвакуировал более 20 раненых заложников, но, получив смертельные ранения, скончался позже вечером, а майор Роман Катасонов, спасая двух детей, вступил в бой с пулемётным расчётом боевиков. Слайд 9 Восемь учителей погибли от взрывов и пуль, свистевших в школе, пять из них – учителя начальных классов, ибо им выпало самое непростое: спасать и прикрывать собой самых маленьких школьников. Слайд 10-15 Сегодня в классах и коридорах школы, ставшей братской могилой для сотен маленьких и взрослых заложников, стоит гулкая тишина. Только под ногой зловеще хрустят усеивающие пол осколки стекла и куски битой штукатурки. В выбоинах от пуль и осколков, которыми испещрены покрытые копотью стены, ранами краснеет кирпич. А взгляд то и дело наталкивается на другие страшные напоминания о кошмаре, творившемся здесь… разводы засохшей крови на страницах учебников из разгромленной школьной библиотеки, валяющихся грудой на полу. Тетрадка на подоконнике, так и оставшаяся чистой, не начатой, - с надписью на обложке, старательно выведенной крупным детским почерком: «Для лабораторных работ по физике ученицы 9 «В» класса средней школы №1 г. Беслана Бекузаровой Аллы». Слайд 16-18 Неровные печатные буквы, выведенные краской на стене спортзала: «Альфа», «Вымпел» - спасибо Вам за наших детей». И чуть поодаль – «Скорбим!» Десять бойцов «Альфы» погибли в Беслане. Они отвлекали внимание бандитов на себя, чтобы заложники могли выбежать из горящего спортзала. Они закрывали собой детей, получая смертельные раны. Они падали на неразорвавшиеся гранаты, спасая обессиленных заложников. Слайд 19-20 …Рифмы и музыку рождают не только радость, но и боль. Боль, переполняющая сердце до краев и настойчиво ищущая выхода, слитая воедино с Памятью и Скорбью… Долго еще в редакцию продолжали поступать взволнованные отклики на трагедию, облеченные в стихотворные строки. Строки, которые полны глубокого, искреннего сострадания к тем, кто потерял близких в Беслане, кто получил там физические и душевные раны. Приносили их в редакцию студенты и пенсионеры, рабочие и художники, известные деятели и педагоги… Очень многие предваряют признания: «Никогда раньше не пробовал себя в поэзии, но случившееся в Беслане настолько обожгло душу, что у меня родились эти строки, которыми хочу поделиться с вами. Не судите их строго…» Слайд 21 Развалины школы… развалины в душах, сердцах, умах бесланчан. Земля этого маленького уютного города за эти дни обильно орошена горькими слезами. Слезы начинают падать сверху, с неба: пронизывающие капли дождя словно возвещают о том, что сама природа, чья гармония была зверски нарушена, присоединилась к людской беде. Слайд 22-27 Территория города увеличилась на… целое кладбище. Не припомнить в истории подобного, Они ушли в Вечность, оставив нам наказ: сделайте жизнь на земле спокойной и безопасной. Слайд 28-30 По эскизу учащихся и станции юных техников в городе был установлен памятник, посвященный жертвам теракта. В результате захвата террористами в 2004 году бесланской школы номер 1 в заложниках оказались более 1200 человек. Погибли и позднее скончались от ранений 334 человек, из них 186 - дети. Инвалидами стали 126 заложников, из которых 70 - дети, многие из них до сих пор нуждается в реабилитации.