. Финогеева Ольга Павловна - Методические разработки - Методические разработки учителей - Каталог файлов - МБОУ "Кружилинская СОШ"
МБОУ "Кружилинская СОШ"
Воскресенье, 2025 Июн 15, 23:48:41
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
Методические разработки [43]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 67

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Финогеева Ольга Павловна
[ Скачать с сервера (73.5 Kb) ]2017 Мар 22, 13:25:45
« Давно живу я в мире этом,
даю названия предметам»
Тема урока: Обобщающий урок по теме:
«Имя существительное».

Цели урока:
1. Обучающие:
• обучение работе с презентацией для систематизации и обобщения знаний, умений и навыков учащихся по теме урока, для подготовки устного выступления по теме;
• отработка навыка применения опорных конспектов, тестов с использованием современных технологий;
• обучение поэтапному решению задач.
2. Развивающие:
• создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;
• формирование и развитие коммуникативных умений школьников, развитие связной речи, мышления;
3. Воспитательные:
• воспитание культуры общения, уважения к собеседнику и учителям;
• воспитание интереса к русскому языку и информатике.
4. Учебные:
• обобщить и расширить знания;
• проверить усвоение материала при использовании компьютерной презентации “Имя существительное”.

1. Взаимодиктант.
2. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы будем говорить о самостоятельной части речи. Отгадав загадку, вы узнаете, о чем идет речь. (Загадка на доске).
- Да, это имя существительное.
- Я просила вас придумать сказки на любую орфограмму имени существительного. Яна придумала сказку об имени существительном, как о самостоятельной части речи. Давайте ее послушаем.
(Ученица читает сказку).
- Да, о справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 существительных.

Сейчас рассмотрим морфологически признаки имени существительного.
С презентацией нас познакомит Яна.
Учитель: Очень приятно.
Вопросы по презентации:
Одушевленные/неодушевленные
Собственные / нарицательные
Род
Склонение
Падеж
Число

Пахомова Людмила провела исследовательскую работу на тему: «Род имен существительных»
Что нового вы узнали о роде имен существительных?
Любопытно
1. Отгадайте, о ком идет речь -о девочке или о мальчике?
« Умница! - сказала мама.
«Что же ты за непоседа!»-воскликнула бабушка.
«Ну и копуша же ты!»-не выдержал отец.
-Как ,по-вашему, можно определить, к кому относятся эти слова? Что они обозначают?
Добавьте в предложения слово, чтобы было ясно, к кому обращаются.
Физминутка
Имена существительные бывают 1,2,и 3 склонения. Но в этом году мы узнали, что они еще бывают? (разносклоняемые и несклоняемые)
Задание:
Два ученика выбирают из данных слов существительные 1) разносклоняемые, 2) несклонямые
1)Пока они собирают слова, послушайте стихотворение
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать -
Будут польта выдавать.
2).-Что вас удивило, рассмешило?
- Оправданно ли автор использует рифму?
(Это песенка про то, как не надо говорить.)
- Просклоняйте слово метро.
-Что заметили? (У слова метро не изменилась никакая часть)
-Как бы вы назвали такие слова? (Существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму, называются несклоняемыми.)

1)Давайте вспомним, как пишутся суффиксы – чик - — - щик –

-От данных существительных образовать существительные с суффиксом – чик - — - щик –

Переплет- переписать-
Доклад- рассказать-
Бетон- зимовать-
Обман- заказать-
Спор- выдумать-
Стекло- разведать-
Слайд № 2
2) Рассказать о правописании не с существительными
На эту орфограмму удачное сочинение получилось у Топилина Александра. Пока Саша будет читать свое сочинение, один ученик выполнит работу по карточке на доске.
(не)ряха, (не)правда, а ложь; (не)счастье; (не)годование; (не)работа, а забота; (не)внимательность.
Существительные изменяются по числам.

3) «Словесная перестрелка»
- Назвать существительное во мн. числе:
рука -
житель –
учитель –
человек –
ведро –
бедро –
метро –
цыпленок –
- А теперь наоборот – мн.ч. преобразовать в ед.ч.:
венцы –
концы –
щипцы –
орехи –
успехи –
доспехи –
В чем вы испытали затруднения? Что вы можете рассказать об этих именах существительных? На эту тему свой рассказ написал Овчаров Роман.
Работа в группах:
1 Тест
2 Работа с текстом
3 Театрализация
Подведение итогов
Рефлексия
Наш урок мне хочется закончить словами:
Учите русский –годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда,
И та награда в нем самом.

Тест
I. Укажите существительные с гласной «Е» в окончании.
1) Луч…м,
2) солнц…м,
3) ситц…м,
4) свеч…й,
5) полотенц…м
II. Укажите существительные с Ь после шипящего
1) Ветош(?),
2) много туч(?),
3) из училищ(?),
4) роскош(?),
5) плющ(?)
III. Укажите существительные с окончанием И
1) Идти по алле…,
2) ехать по площад…,
3) присутствовать на лекци…,
4) отдыхать в санатори…,
5) находиться в галере…,
6) рассказать о впечатлени…
IV. Найдите ошибки в определении синтаксической роли имен существительных и исправьте их.
Стаи перелетных птиц радостно оповещают родной край о своём возвращении.«Здравствуй, родина!» – на разные голоса приветствуют они родные места.
1) Стаи – подлежащее
2) Птиц – дополнение
3) Край – дополнение
4) Родина – подлежащее
V. Найдите ошибки в определении морфологических признаков существительного «молодёжь» и исправьте их
Я всегда с радостью смотрю на нашу прекрасную молодёжь
1) нарицательное
2) одушевленное
3) III склонение
4) во множественном числе
5) в Именительном падеже
VI. Напишите слова, соответствующие данным схемам. Укажите значения суффиксов в этих словах.
• еньк……… ?
• онок……… ?
• ушк………. ?
• ость……….?

Пример сочинения – миниатюры.

У Мартышки к старости стали слабеть глаза. «Неужели нельзя помочь беде?» – волновалась Мартышка.
Как-то она услышала о стёклышках в оправе, которые улучшают зрение. Это чудо − очки Мартышка приобрела множество очков и начала их нюхать, гладить, облизывать. Очки висели у неё везде: на ушах, на хвосте, на лапах.
Но они не помогли!
Обращ.
Разгневанная Мартышка воскликнула: «Обманули вы меня, Очки!» Затем она со злостью разбила их об острые камни.

Задание: Найти слово очки и определить его синтаксическую роль
В данном тексте существительное «очки» выполняет следующие синтаксические функции:
1) подлежащего; 2) сказуемого; 3) дополнения; 4) является обращением.

Ключ к тесту
I. 2, 3, 5
II. 1, 4
III. 2, 3, 4, 6
IY. 2, 4 «птиц» - определение; Родина - обращение
Y. 4, 5 «молодёжь» - существительное единственного числа; в винительном падеже.
YI. Возможны следующие слова:
∕ \
1. дороженька (уменьшительно-ласкательное значение)
∕ \
2. медвежонок (обозначает детёныша животного)
∕ \
3. избушка (уменьшительно-ласкательное значение)
∕ \
4. яркость (обозначает признак как предмет)

Нормы оценок
Всё верно – «5»; ошибки в 1-2-х заданиях – «4»; ошибки в 3-х заданиях – «3»; ошибки в 4-х заданиях – «2».
С именем существительным вы познакомились в начальной школе. Но я хочу услышать, что нового вы узнали об имени существительном в этом году.

Сценка-сказка «Друзья познаются в беде»
Автор. Среди частей речи прошел слух, что заболело Существительное. Его приятели, Прилагательное и Местоимение, всегда готовые помочь, поработать вместо любого имени или вместе с ним, забеспокоились.
Прилагательное и Местоимение. Что с тобой?
Существительное. Все ужасно! Даже мой род, старинный род, путают ребята.
Прилагательное. По правде сказать, он хотя у тебя и старинный, а вот определить действительно трудно, к какому роду какое существительное относится.
Существительное. Ну что вы! Ученик – он – значит, мужской род, ученица – она – значит, женский род.
Местоимение. Так ведь это одушевленные существительные со значением лица. А как быть с такими, как, например: вода, бассейн, море? Хотя все они связаны по смыслу со словом вода, но принадлежат к разным родам!
Существительное. Смотрите на окончания! Все теперь они решают: если окончание -а (-я) – женский (реже мужской) род, если окончание -о (-е) – средний род, нет окончания – мужской род.
Местоимение. И ничего не решают. У стола, около окна – окончание -а – значит, эти существительные женского рода.
Существительное. Окончания считаются со мной, только когда я стою в именительном падеже.
Автор. Сказало так Существительное и еще больше помрачнело, потому что вспомнило, что не всегда все-таки род его можно узнать по окончанию.
Прилагательное. Послушай! Не грусти! Мы можем тебе помочь. Постараемся не оставлять в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определить твой род: соломенная шляпка, тяжелый рюкзак.
Местоимение. Я тоже могу помогать ребятам узнать твой род: тяжелый рюкзак, моя соломенная шляпка.
Прилагательное. Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, лакомка, грязнуля, задира, сластена, неряха, ведь их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом: большой (этот) грязнуля и большая (эта) грязнуля.
Автор. Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не напрасно в народе говорят: «Друзья познаются в беде!».

- Чик - - Щик -
- Чик - - Щик – - Чик - - Щик -
- Чик - - Щик -
- Чик - - Щик –
- Чик - - Щик -
- Чик - - Щик – - Чик - - Щик -
- Чик - - Щик -
- Чик - - Щик -
- Чик - - Щик -
- Чик - - Щик – - Чик - - Щик -
- Чик - - Щик -
- Чик - - Щик –
- Чик - - Щик -
- Чик - - Щик – - Чик - - Щик -
- Чик - - Щик -
- Чик - - Щик -

Карточка №1
(не)ряха, (не)правда, а ложь; (не)счастье; (не)годование; (не)работа, а забота; (не)внимательность.

Бремя, вымя стремя темя семя

Время знамя имя пламя племя

Путь дорога шоссе флаг пальто

Метро Дюма кенгуру кино леди

Кафе магазин площадь такси пианино
Категория: Методические разработки | Добавил: krugilin_shool
Просмотров: 276 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2025