Мини - лекция "Как справиться со стрессом"
В литературе много пишут о причинах возникновения стрессов. Это чувство вины, утрата ценностей, ненависть к учебе и т. д.
Многие ненавидят школу, которая становится серьезным стрессогенным фактором. Что делать? Выход следующий: меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!
Хочется привести слова Уолтера Рассела: "Если делать то, что вы ненавидите, из - за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов. Любовь к учебе, урокам, которые вам придется выполнять, пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления, от болезни, известной под названием "скука".
Обратите внимание на состояние своего физического и психического здоровья. Физиологические признаки стресса: бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, в желудке, в сердце, несварение желудка, спазмы. Психологическими признаками стресса являются рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность. Это приводит к потере уверенности в себе, к возникновению различных заболеваний, психическим расстройствам и к лекарственной зависимости.
Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?
Во - первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру!
Во - вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню.
В - третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте.
В - четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке.
Упражнение "Откровенно говоря"
Участникам говорят: "Перед вами в центре круга лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить и брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними". Если члены группы почувствуют неискренность кого - либо из участников, ему придется взять другую карточку с новым текстом и ответить еще раз.
Содержание карточек:
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах. . .
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам. . .
Откровенно говоря, когда я забываю о предстоящем экзаменационном стрессе. . .
Откровенно говоря, когда я прихожу домой. . .
Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях моих родителей относительно предстоящих экзаменов. . .
Откровенно говоря, когда у меня свободное время. . .
Откровенно говоря, когда я гуляю на улице или иду на дискотеку. . .
Откровенно говоря, когда я волнуюсь. . .
Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями. . .
Откровенно говоря, когда я слышу об этих экзаменах. . .
Откровенно говоря, когда я прихожу на консультацию. . .
Упражнение «Дождь в джунглях»
Цель: снятие мышечных зажимов в области плеч, шеи, позвоночника, расслабление.
Инструкция: давайте встанем в тесный круг друг за другом. Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера). Начался ливень (движение пальцами ладони вверх-вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце.
А теперь повернитесь на 180 градусов и продолжим.
Анализ: Как вы себя чувствуете после такого массажа?
Поделитесь своим настроением.
Упражнение «Сердце нашей группы».
Инструкция: Возьмите лист ватмана, вырежьте большое сердце и прикрепите его к стене.
Я приготовила вам сердечки. Каждый из вас должен написать пожелание своим одноклассникам.
Анализ: Какие чувства и эмоции вызвало у вас это упражнение? Понравилось ли вам это упражнение?
Что вам нравится в этом сердце?
Нравится ли вам то, что написано на этих сердечках?
Упражнение «Что тебе пожелать, человек мой дорогой?».
Инструкция: Сядьте удобнее, образуя большой круг, давайте представим что в руках у меня находится колобок. Сейчас он весело побежит по вашим рукам. Тот, у кого окажется колобок, выскажет впечатления и пожелания участникам группы. Все остальные должны внимательно слушать, не перебивая и не разговаривая, уважая своих одноклассников.
Рефлексия «Чему я научилась».
Инструкция: допишите неоконченные предложения
Я научилась….
Я узнала, что….
Я была удивлена тем, что…..
Мне понравилось,………
Я была разочарована тем, что….
Самым важным для меня было….
Обсуждение по кругу:
- Чему научилась сегодня?
- Что буду использовать в своей работе?
Всем спасибо за активное участие!!!
|